По мнению заместителя начальника службы авиационной безопасности "Аэрофлота" Азата Зарипова, принятием продуктивных контрмер против террора озабочены все 17 крупнейших авиакомпаний страны. После терактов на самолетах Ту-134 и Ту-154 в конце августа они провели совместное совещание, на котором обсуждались меры по усилению мер на воздушном транспорте силами самих перевозчиков.
Возможности у российских авиакомпаний для этого есть. Более того, как сказал Зарипов, «Аэрофлот» раньше срока выполнил некоторые важные нормативы в сфере безопасности, заявленные международным авиасообществом. В частности, в компании вот уже два года осуществляется 100-процентная проверка при помощи технических средств багажа и грузов, а также средств полетного инвентаря и бортпитания. Между тем Международная организация гражданской авиации (ИКАО) собирается ввести этот стандарт только с 1 января 2006 года.
На пресс-конференции «Аэрофлот» также признал факт присутствия на рейсах авиакомпании собственного отряда «небесных маршалов». «Правда, — заверил Зарипов, — они безоружны. Мы вообще против нахождения на борту оружия, кто бы ни имел право им пользоваться — будь-то члены экипажа, сотрудники служб безопасности или правоохранительные органы. Этому нас учит негативный исторический опыт».
В целях повышения безопасности полетов в компании сейчас разрабатывается так называемая система «профайлинга» — предварительных бесед с вылетающими пассажирами по специальным методикам. Такое собеседование, как считают в «Аэрофлоте», будет более эффективным, чем присутствие в аэропортах линейных отрядов милиции.
Одновременно в службе авиационной безопасности перевозчика намерены более активно привлекать собак для распознавания безоболочных взрывных устройств. Потому что даже совершенные технические средства, по заверению Зарипова, не в состоянии дать 100-процентный положительный результат.
В компании установлена единая система информационного пространства. Все экипажи и летный состав снабжены специальными чипами, спрятанными в пропуски, которыми они могут воспользоваться на случай возникновения внештатных ситуаций. В том числе с помощью этого ключика пилоты и бортпроводники в режиме он-лайн могут получать и передавать информацию о внештатных ситуациях на борту.