Основателями фестиваля (сначала он назывался просто фестивалем старинной музыки) стали работавший тогда в "Британском совете" Марк де Мони и скрипач Андрей Решетин, знакомый широкой публике по работе с группой "Аквариум", а узким кругам известный как исполнитель барочной музыки. Их задумкой было познакомить слушателей Санкт-Петербурга с мировыми звездами аутентичного исполнительства. Уже первые программы задали высокий уровень притязаний новоявленного фестиваля. В 2001 году Earlymusic впервые заявил о себе в Москве. В Бетховенском зале состоялся концерт знаменитого итальянского ансамбля Il Giardino Armonico, завернувшего в столицу по пути на фестиваль. Год назад Earlymusic провел в Москве уже два концерта, ставших настоящей сенсацией: в усадьбе Архангельское впервые за много лет зрителей принял старинный театр князей Юсуповых, закрытый, казалось, на бесконечную реставрацию.
Нынешней осенью Earlymusic почти сравнял свою активность в двух столицах. Есть кое-какие отличия: так, только в Петербурге выступит легендарный клавесинист Густав Леонхардт, один из создателей самого движения аутентизма. Зато и некоторые московские концерты не будут иметь петербургских аналогов. Но большинство программ станут совместным достоянием двух столиц. На концерте открытия в Петербурге и Москве выступал "Оркестр Екатерины Великой", детище Андрея Решетина.
Слово "оркестр" по нынешним понятиям звучит слишком громко: пять скрипок, два альта, виолончель, клавесин - вот и весь состав. Это значительно меньше, чем насчитывают современные зарубежные оркестры старинных инструментов, но в принципе не противоречит идеям XVIII века - все зависело от финансовых возможностей того, кто оркестр содержал. Быть может, только для скрипичного концерта Баха, исполнявшегося в первом отделении концерта, такой состав оказался маловат, и в результате оркестровая фактура показалась чересчур уж скудной даже для антиромантической интерпретации.
Что же касается музыки Галуппи и Бибера, она в исполнении "Оркестра Екатерины Великой" прозвучала вполне выигрышно. Эти авторы менее универсальны, чем Бах, они более привязаны к особенностям барочной стилистики, которую хорошо освоили музыканты из Петербурга. Главной звездой концерта был английский контртенор Майкл Чанс. Своего рода талисман Earlymusic, он приезжает в Северную столицу каждый год. Москвичи тоже имели шанс услышать голос Чанса несколько лет назад на "Декабрьских вечерах". В первом отделении Майкл Чанс продемонстрировал редкую красоту верхнего регистра и фантастическое дыхание в кантате Вивальди. Во втором вместе с Натальей Косолаповой он спел Stabat Mater Перголези. Молодая певица из Нижнего Новгорода в последний момент заменила вторую британскую звезду Эмму Керкби, выбывшую из-за болезни. Быть может, ансамбль Чанса и Керкби был бы еще более слаженным, но в любом случае Косолапова заслуживает самых лестных слов. Чистое и красивое сопрано, владение стилевыми тонкостями барокко - все это позволяет надеяться на то, что в России появилась исполнительница старинного репертуара европейского класса.