В Петербурге обсуждают культуру и науку

Для Северной столицы тема эта актуальна, как ни для кого. Петербург многие именуют культурной столицей страны. Это во-первых. Как подчеркнул на обсуждении директор Капеллы Евгений Колчин, даже туристы ездят сюда не просто так, а ради того, чтобы посетить питерские учреждения культуры: театры и музеи. Правда, до сих пор никто так и не соизволил подсчитать, какой доход приносит городу культура. Все привыкли считать ее делом убыточным. "Пора бы с этим отношением покончить", - заявил директор Института культурных программ Андрей Зонин.

А во-вторых, город на Неве - один из главных центров науки и высшего образования. К примеру, 44 процента студентов петербургских вузов, по словам председателя Комитета по науке и высшей школе Александра Викторова, приехали учиться из других городов страны. Тем самым, внося свой вклад в решение демографической и кадровой проблемы региона. И число иногородних растет на два процента каждый год. Так же, как и число студентов-иностранцев. Их в Петербурге больше, чем в любом другом городе страны, включая Москву. А экспорт образования - существенная часть доходов, приносимых высшей школой.

В общем, бюджетники Северной столицы не хотят, чтобы их считали "черной дырой". Они доказывают: от нас тоже есть польза. Надо только, чтобы городские власти четко определили в своих документах "размеры госзаказа" на культуру и образование и те ресурсы (денежные и материальные), которые правительство готово под этот заказ выделить.

Приходится признать, что на слушаниях представители общественности ответов на этот вопрос не услышали. Как отмечало большинство выступавших в прениях, никто из собравшихся не видел документа под названием "политика в области образования" или "в области культуры". Есть только некоторые "плановые" цифры, так называемые социальные стандарты, вычисленные создателями программы социально-экономического развития. Из них следует, к примеру, что предполагается увеличение за четыре года с 52,9 до 53,5 миллиона экземпляров числа книг и журналов в библиотеках. А число читателей должно за тот же период возрасти с 1,29 до 1,33 миллиона человек. Расходы на культуру предполагается увеличить в 2,25 раза. Правда, при этом трудно не заметить, что если сейчас доля финансирования из бюджета города учреждений культуры и СМИ составляет 46,5 процента, то к 2008 году она снизится до 36 процентов. Стало быть, прирост финансирования предполагается получить за счет иных источников, не городского бюджета. Каких? Из розданных людям документов это неясно, и никто из выступавших городских чиновников никаких разъяснений не дал. Больше того, от Комитета по культуре на общественных слушаниях вообще никто не выступал.

Примерно то же самое - с политикой образования. Правда, председатели комитетов по образованию и по науке и высшей школе на слушаниях выступили. Александр Викторов даже в своем выступлении назвал основные направления развития науки и высшего образования. К примеру, он обозначил 14 направлений, по которым в городе имеются научные силы и промышленные предприятия, позволяющие достичь в этих отраслях экономики серьезного рывка, выводящего городскую продукцию на мировой рынок. Именно на этих направлениях (судостроение, энергомашиностроение, техника освоения океана и недр, электроника и так далее), по его словам, и будет сосредоточена основная поддержка администрации города в сфере науки. Плюс на развитии инновационно-технологических центров. А также на развитии высшего образования для подготовки молодых специалистов (нынче средний возраст ученых в Петербурге - 57 лет). Правда, относительно последнего председатель комитета заметил, что реальный заказ на выпуск специалистов сформировать сейчас никто не может. Предприятия имеют планы своего развития максимум на три года, а учить инженера нужно пять-шесть лет. То есть сотрудники комитета знают, сколько и по какой специальности учится сейчас народа, но не могут реально использовать эти знания. И вообще у субъектов Федерации теперь отобрали всякую возможность влиять на ситуацию в науке и высшем образовании. "То, что из нашего предмета ведения данные вопросы вывели, - ошибка. И сейчас рабочая группа Государственной Думы, которую я возглавляю, готовит проект поправок к Федеральным законам о высшем и послевузовском профессиональном образовании и о науке и государственной научно-технической политике, чтобы вернуть регионам часть полномочий", - заявил Александр Викторов.

Но пока этих поправок нет, в науке и высшей школе по большому счету городские власти, готовя свои программы, могут только рассчитывать на то, что сумеют договориться с властями федеральными. Так что обозначенные стандарты: от 1,5 до 3 процентов расходов бюджета на науку, от 5 до 15 процентов занятых в науке, не более 40 процентов занятых в отрасли - старше 60 лет - скорее пожелания. В среднем и начальном профессиональном образовании все в руках самого города. Однако и тут собравшимся пришлось ограничиться цифрами "целевых значений" стандартов в сфере образования: подъем с 15,3 до 27,8 тысячи рублей в год расходов на одного учащегося средней школы и с 6,6 до 15 тысяч - на учащегося ПТУ. Почему для подготовки квалифицированного рабочего нужно в два- два с половиной раза меньше средств, чем для старшеклассника? Спросить было не у кого, поскольку представители комитета на обсуждение не остались. Получилось, что общественность должна была обсуждать документ сама с собой да с представителями Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли, отвечающего за программу в целом.