Положение о предотгрузочной инспекции разработано в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности". Согласно данному закону, в целях защиты прав и интересов потребителей, противодействия недобросовестной практике искажения сведений об импортируемых в Российскую Федерацию товарах, в том числе занижению их стоимости, правительство Российской Федерации вправе вводить предотгрузочную инспекцию, включая выдачу сертификата о прохождении предотгрузочной инспекции, в отношении отдельных товаров, импортируемых в Российскую Федерацию.
Предотгрузочная инспекция вводится в отношении отдельных товаров на срок, не превышающий трех лет. При решении вопроса о целесообразности продления срока осуществления предотгрузочной инспекции в отношении отдельных товаров обобщаются и анализируются практика и результаты применения данной меры.
Именно руководствуясь этой статьей закона, минэкономразвития разработало положение о предотгрузочной инспекции. Согласно документу, в России будут введены обязательные предотгрузочные инспекции для ввозимых товаров. Товары, по поводу которых возникают сомнения, будут, помимо таможенного досмотра на границе, досматриваться при загрузке на экспортной территории. За проведение инспекции будет взиматься плата в размере 1 процента от стоимости контракта. Хотелось бы отметить, что список товаров, подлежащих обязательной предотгрузочной проверке, который готовит минэкономразвития, достаточно обширен. По проекту туда входят: мясо, кофе, чай, сахар, масло, кондитерские изделия, алкогольные напитки, табак, одежда, обувь, мебель, игрушки, автомобили и запчасти к ним, и это еще не все товары.
Проводить инспекции будет независимый инспектор, который будет определен в результате конкурса. При выборе органа предотгрузочной инспекции будут учитываться следующие характеристики: профессиональная репутация, достаточные производственные и профессиональные ресурсы, опыт работы в области оказания услуг по предотгрузочной инспекции, стоимость осуществления предотгрузочной инспекции. Срок проведения предотгрузочной инспекции, как правило, не должен превышать три рабочих дня.
Предотгрузочная инспекция должна будет осуществляться при соблюдении следующих принципов: гласность и открытость, применение процедур и критериев, используемых в ходе предотгрузочной инспекции, объективно и на равной основе ко всем импортерам товара. Импортеры должны обеспечиваться информацией о требованиях, предъявляемых в Российской Федерации в отношении предотгрузочной инспекции.
Как считают разработчики, документ определяет основные принципы введения предотгрузочных инспекций в РФ. Он направлен на защиту потребителей, повышение эффективности таможенного администрирования и увеличение поступлений от таможенных платежей.
Между тем согласно тому же Закону "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" правительство Российской Федерации одновременно с принятием решения о введении предотгрузочной инспекции должно снижать ставки таможенных пошлин на товары, в отношении которых такая инспекция вводится.
По последним оценкам ФТС и Минэкономразвития России, совокупная доля всевозможной контрабанды и вполне легальных, но сфальсифицированных (в том числе демпинговых) товаров по упомянутой группе в ежегодном их импорте достигает в целом 40 - 45 процентов, причем такой рекорд имеет место, подчеркнем, с конца 1980-х годов.
Тем не менее многие российские компании-импортеры направляют протесты в правительство, минэкономразвития и Торгово-промышленную палату РФ по поводу предотгрузочной инспекции импорта, заявляя, в частности, о неизбежном его удорожании из-за дополнительных расходов.
В частности, руководитель Ассоциации торговых компаний и производителей электробытовой и компьютерной техники Александр Пляцевой считает, что такая экспертиза нецелесообразна, потому что увеличит конечную стоимость импорта соответствующих товаров. Схожее мнение и у организации "Деловая Россия".
Однако по темпам роста "серого" импорта Россия, по оценкам организаций ООН по торговле и развитию и по промышленному развитию, занимает одно из первых мест в мире с 1990-х годов. Куда надежнее и прибыльнее реализовывать давно налаженные таможенные схемы и транспортные маршруты сбыта импорта, чем допускать проверку импортируемой продукции, да еще с риском ее изъятия. По экспертным оценкам минэкономразвития и некоторых других экономических ведомств РФ, обязательная предотгрузочная инспекция способна минимум на 15 процентов сократить импорт поддельной продукции.
Впрочем, есть здесь опасность всеобщего удорожания товаров и услуг - хотя бы из-за неизбежных расходов по упомянутой инспекции и соответственно "переноса" таких затрат на потребителей. Проще говоря, может быть ослаблено влияние конкуренции на ценовые, да и качественные параметры многих отечественных товаров и услуг. Именно этот аргумент является главным в споре импортирующих фирм с Минэкономразвития России.