Основная идея законопроекта состоит в передаче ряда функций регулирования, контроля и надзора в сфере оценочной деятельности от федерального органа государственного регулирования на уровень негосударственных, в том числе саморегулируемых организаций, в связи с отменой лицензирования этого вида деятельности с 1 января 2006 года. Поэтому основная цель закона - это четкое описание институтов саморегулирования, которые будут осуществлять контроль и надзор в области оценочной деятельности, их права и обязанности и переход от лицензирования к саморегулированию оценки.
Первое, что вводит закон, - это изменение федерального уполномоченного органа и его функций. Согласно новому законопроекту функциями уполномоченных федеральных органов являются: выработка и реализация государственной политики в сфере оценочной деятельности, ведение единого государственного реестра саморегулируемых организаций (СРО), осуществление надзора за выполнением саморегулируемыми организациями оценщиков требований настоящего закона.
Новый закон предполагает как бы несколько уровней системы регулирования. Каждый уровень регулирования имеет свои функции. На высшем уровне регулирования - федеральный уполномоченный орган, который осуществляет общее руководство, реализацию и планирование политики в области оценочной деятельности.
Следующий уровень регулирования - это Национальный совет. Согласно законопроекту Национальный совет по оценочной деятельности - это координирующий орган СРО, который создается самими саморегулируемыми организациями. Его формирует съезд СРО, после чего Национальный совет начинает работать и представлять интересы участников рынка. Чтобы этот союз был полномочным органом, в законе прописана система формирования совета, каким образом он формируется, его функции права и обязанности. Кроме этого, в состав Национального совета будут входить представители органов власти.
И наконец, нижний уровень - это сами саморегулируемые организации, которые объединяют оценщиков и выполняют функции контроля за деятельностью своих членов, разрешают конфликты, устанавливают механизмы страхования через компенсационные фонды, через обязательное страхование.
Законопроект четко описывает порядок вступления в члены СРО оценщиков, а также содержит исчерпывающий перечень основания для отказа в принятии в члены СРО, который может быть обжалован в судебном порядке. Определены статус саморегулируемой организации, основные функции, права и обязанности, порядок включения СРО в единый государственный реестр саморегулируемых организаций оценщиков, порядок контроля саморегулируемой организации за деятельностью своих членов и контроля за деятельностью самих СРО. Введено обязательное членство в СРО.
Также новый законопроект внес изменения требований к оценочной деятельности. Согласно новому законопроекту у оценщика должна отсутствовать судимость. По отношению к фирмам введен критерий обязательного наличия не одного, как было раньше, а как минимум двух специалистов-оценщиков. Отменен стаж как необходимое условие.
Помимо этого в новом законопроекте подробно расписаны стандарты оценки. Обязательному применению подлежат: международные стандарты оценки, издаваемые Комитетом по международным стандартам оценки, национальные стандарты оценки, которые должны соответствовать международным. И наконец, внутренние стандарты, издаваемые саморегулируемыми организациями оценщиков в соответствии с национальными стандартами оценки. Здесь надо добавить, что Национальный совет обеспечивает непротиворечивость разных стандартов.
Разработчики данного законопроекта считают, что новый закон позволит решить проблему теневой оценкой. Он введет жесткий контроль, но не со стороны государства и чиновников, а со стороны самого профессионального сообщества.