Питерские медики модернизируют здравоохранение

Петербуржцы вообще имеют весьма смутное представление о том, какие решения, касающиеся здоровья каждого из нас, хотят принять чиновники. Документ опубликован в малотиражной газете, чего явно недостаточно. В чем же суть разногласий? Об этом рассказывает председатель комиссии по здравоохранению и экологии петербургского Законодательного собрания известный врач Александр Редько.

- Александр Алексеевич, каков ваш диагноз "болезни" нашей городской системы здравоохранения. Почему она стала настолько плохой, что ее надо кардинально менять?

- Развернутый клинический диагноз состоит из трех десятков локальных диагнозов. У нас разрушена система управления лечебно-профилактической помощью, система профилактики как таковая - в стране и в городе. У нас в значительной степени упал авторитет медицинского работника в связи с введением порочного экономического механизма управления качеством лечения с помощью кармана пациента. Это привело к тому, что сегодня медицинского работника не любят. Раньше, если не хватало лекарств, врач лечил словом. А сегодня его слову не верят.

- Попытки реформировать городскую медицину предпринимались не раз. В чем суть неудач?

- В петербургскую систему здравоохранения беда пришла в эпоху управления бывшего руководителя, Анатолия Когана. Именно тогда для врачей поликлиник и больниц была разработана и внедрена разная тарификация. В основу тарифов лег такой показатель, как обращаемость пациентов, то есть количественный принцип. Это привело к конкуренции между поликлиниками и больницами. В поликлиниках стали "залечивать" людей, стараясь не допустить их госпитализации, чтобы самим получить деньги за пролеченных пациентов. Дошли до того, что амбулаторно стали делать операции, даже серьезные. Стационары, в свою очередь, начали получать средства практически за сам факт обращения к ним. Условно говоря, стоимость обрезания мозоли приравняли к стоимости сложной хирургической операции. Вот что такое "тариф на обращение". Более того, в разных районах города возникли разные цены на совершенно одинаковые медицинские услуги. Разница могла доходить до пяти- шести крат. В результате одни страховые компании стали получать большие прибыли, а другие - большие долги. Так в нашей системе обязательного медицинского страхования возникли перекосы. Эта искусственно созданная ситуация лоббировалась определенной группой главврачей стационаров, заработная плата которых стала доходить до 200 тысяч рублей.

- Эта тарификация отменена?

- Пока нет. Как раз и в этом смысле реформирование необходимо. Борьба за равные условия оценки и оплаты привела к созданию нескольких ассоциаций главных врачей Санкт-Петербурга - общественных объединений, пытающихся противостоять несправедливости. Мы давно разработали тарифы и социальные коэффициенты, которые были бы увязаны с качеством лечения. И которые позволили бы разграничить платную и бесплатную медицину. Такие тарифы четко бы определили, на какой объем самой необходимой бесплатной помощи может рассчитывать пациент. Но до сих пор никакого документа на этот счет не существует. Врач не знает, сколько из бюджета будет перечислено средств на лечение, допустим, перелома. То есть сколько конкретно стоят рентгенография, наложение гипсовой повязки, повторная рентгенография, массаж, обезболивающие лекарства. Поэтому сегодня в некоторых больницах на всякий случай бесплатно ничего не делается. Или пациенту предлагается доплатить, приобрести лекарства за свой счет. Мы предлагаем это устранить и четко определить, на что конкретно есть деньги в бюджете, а что ляжет на плечи больного. Перечень бесплатных услуг, процедур должен быть официальным, обоснованным, вывешен в каждой поликлинике и больнице.

- При обсуждении концепции в Смольном и в Мариинском дворце подчеркивалось, что все задуманное направлено на экономию средств. Одной из самых эффективных мер экономии считается ускоренное "пролечивание" больных в стационарах. Вы с этим согласны?

- К сожалению, и эта прогрессивная модель приобрела в Петербурге уродливые формы. Большой оборот больных в стационарах создают, чуть ли не зазывая пациентов с улицы. Вот это как раз и есть порок тарифа, введенный при предыдущих организаторах медицины в нашем городе. Больные могут лежать всего два-три дня, но за такое "лечение" врачи получают оплату, как за полный курс. У нас стационары стали подменять поликлиники, госпитализация - расти. Это показатель как нездоровья населения, так и нездоровья экономики в здравоохранении.

- Почему вы сомневаетесь в том, что предложенный проект устранит перекосы в нашем здравоохранении?

- Я категорический противник концепций. Надо работать не по концепциям, а по программам. Потому что концепция - это нечто необязательное. Когда нам предъявили первый вариант проекта, в нем, например, не было ни слова о профилактике. Я спросил, опирались ли разработчики на закон "Об охране здоровья граждан Санкт-Петербурга", принятый в 2001 году? Его же никто не отменял. Оказывается, о существовании такого закона и не подозревали. В горздраве даже не оказалось экземпляра этого документа, и мне пришлось отправить им закон для изучения. В апреле, на депутатских слушаниях концепции, вице-губернатор Людмила Косткина подтвердила, что до сих пор городской закон об охране здоровья граждан никто не исполнял. Она прямо указала на то, что он должен быть положен в основу работы над концепцией. И что вы думаете? Это указание осталось благим пожеланием.

- Но в последнем варианте уже отмечается необходимость профилактики заболеваемости. Это из закона.

- Упоминание есть, но оно больше похоже на декларацию. А замечаний по-прежнему осталось множество. Даже в том варианте проекта, который направлен на согласование (кажется, шестом по счету), отсутствует раздел о создании службы здоровья. До сих пор утверждается, что комитет по здравоохранению должен заниматься лечением больных. Я спрашиваю: "А кто же должен охранять здоровье?" Должен же быть кто-то, отвечающий за наращивание, укрепление мощности здоровья людей? Нужна отдельная структура, за которую бы нес ответственность определенный вице-губернатор. Разве комитет по здравоохранению - это комитет по "болезнеистреблению"? Он же должен заниматься профилактикой заболеваемости, определением условий и качества жизни. У нас есть прекрасная база, - более сотни курортов в Курортном районе, где можно создать комплекс оздоровления жителей Петербурга. Здравоохранение призвано лечить только в исключительных случаях. А у нас все наоборот. У нас исключительный случай - охрана здоровья. Мы настроены на то, чтобы как можно быстрее дать пациенту таблетки, включить экономический механизм - продажу лекарств, услуг, койкомест. Медицина зарабатывает на том, что люди болеют. Конечно, так было всегда, но сегодня есть законы, прямо указывающие на то, что такой подход пора менять. А нам снова предлагают долговременную концепцию, направленную на управление не здоровьем, а болезнью. Это принципиальная ошибка.

- Неужели такие очевидные решения невозможно отстоять?

- Это непростая борьба. Отстаиваем, и не только мы, депутаты, но и медицинская общественность, многие главврачи. Но на внедрение этих нормативов нужны большие средства, а администрация сейчас не готова их выделить. Что мы видим в проекте бюджета на 2005 год, казалось бы, социально ориентированном? На медицину расходы увеличены, но всего на пять процентов. По-моему, ясно, что социальная ориентация бюджета Санкт-Петербурга остается мечтой, не более того.

- А кстати, так ли необходима сегодня региональная концепция модернизации системы здравоохранения? На федеральном уровне такой документ еще не принят.

- Реформировать систему нужно, но сейчас для нас не менее важно другое - как можно быстрее разработать и принять ряд местных законов, связанных с изменившимся федеральным законодательством о льготах. Это не шутка - изменилось 155 законов. Надо срочно защитить наших больных туберкулезом, лепрой, ВИЧ-инфицированных, чтобы с 1 января 2005 года жители Петербурга не пострадали из-за нашей нерасторопности.