Суть проекта состоит в организации промышленной транспортировки российской нефти крупнотоннажными судами из порта Махачкала в порт Нека (Иран), которая затем будет поступать на нефтеперерабатывающие предприятия северной части страны. Поставленные объемы планируется возмещать российским компаниям нефтью, добываемой в южной части Ирана.
Иностранные специалисты утверждают, что нынешний проект позволит значительно улучшить ситуацию с перевозками углеводородного сырья в регионе. Ежегодно в районе Каспийского моря перевозится 18 миллионов тонн нефти. По мере наращивания экономических темпов развития прибрежных государств интенсивность перевозок будет расти. Но возить нефть скоро станет нечем.
- Нынешние суда водоизмещением 6 тысяч тонн, осуществляющие транспортировку нефти, не справляются с обеспечением планируемых объемов поставок, - полагает заместитель председателя правительства Дагестана Вячеслав Акулиничев.
Поэтому эксперты предлагают использовать применяемую в северных странах систему "морской" (или "офшорной") загрузки и разгрузки нефти. С этой целью планируется построить в море на расстоянии 11 километров от берега специальные загрузочные устройства, которые удовлетворяют требованиям глубоководности для крупных судов. Эти устройства будут соединены с нефтяными резервуарами в прибрежной зоне. Планируется также построить шесть крупнотоннажных барж водоизмещением 63 тысячи тонн и буксиры. В качестве места установки морской системы загрузки выбран Махачкалинский порт, который является наиболее подходящим центром для организации экспорта нефти.
По оценкам специалистов, при реализации проекта уменьшается экологический риск. Утверждается, что разливов нефти удастся избежать. И главное. Инвесторы упирают на то, что реализация идеи морского трубопровода сулит Дагестану существенную экономическую выгоду.
Этот довод руководство республики оспаривать не стало. Ведь осуществление столь масштабного проекта действительно выгодно экономике Дагестана. Прежде всего по налоговым соображениям. Реализация проекта позволит увеличить поступление доходов в республиканский бюджет. В какой-то степени решится и проблема занятости. Вот почему председатель Госсовета РД Магомедали Магомедов поддержал намерение гостей и выразил готовность оказывать всяческое содействие в реализации проекта.
В целом введение в действие подводной артерии увеличит объемы транзита не только западнокаспийской (дагестанской), но и иранской нефти: согласно российско-иранским договоренностям северокавказское направление транзита со временем станет основным в экспорте нефтяного сырья из Ирана в Европу. А это, в свою очередь, увеличит транзитные доходы Дагестана и всей России. Все эти факторы повысят роль Махачкалинского порта в перевалке и транзите каспийской нефти из всех стран региона в дополнение к основному сухопутному нефтепроводному маршруту Баку-Махачкала-Тихорецк-Новороссийск.