Дрейфующую в 150 километрах от берега подлодку с 54 членами экипажа на борту заливают 8-метровые волны, а непрекращающийся ветер не дает английскому фрегату "Монтроуз" и вспомогательному судну "Уэйв найт" закрепить субмарину тросами. Командующий Атлантическим флотом Канады коммодор Тайрон Пайл говорит, что в лучшем случае операция по буксировке "Чикутими" на военную базу Фаслейн в Шотландии начнется сегодня.
Между тем трагедия в Атлантике уже унесла одну жизнь. Инженер бортовых систем подлодки лейтенант Крис Сондерс скончался вчера ночью в больнице ирландского города Слиго. В лечебнице находятся еще два моряка, серьезно пострадавших от пожара на субмарине. Всего же продуктами горения отравились по меньшей мере девять человек.
По пути к новому порту приписки ПЛ "Чикутими" - одна из четырех дизель-электрических субмарин класса "Виктория", закупленных Канадой у ВМС Великобритании, - сообщила о пожаре на борту. Возгорание удалось потушить. Однако при повторном включении генератора кислорода произошла новая вспышка пламени, куда более серьезная. Огонь значительно повредил электрические кабели, фактически полностью уничтожил каюту капитана и находящееся под ней помещение с электрооборудованием. Ядовитого дыма наглотались несколько моряков. Субмарина потеряла ход и легла в дрейф.
Похоже, что командир лодки Люка Пеллетье поначалу решил не драматизировать ситуацию. А потому доложил руководству лишь о легком отравлении людей дымом. Реальную оценку трагедии дал переправленный на "Чикутими" британский военный врач. Он-то и заставил капитана эвакуировать на землю трех особенно пострадавших моряков.
- В идеале под лодку надо бы подвести специальные поплавки и лишь после этого на тросах буксировать ее к берегу, - считает эксперт "РГ" из Главного штаба Военно-морского флота. - Однако при той качке, что сейчас установилась в районе бедствия, это будет сделать непросто. Насколько я понимаю, на английском фрегате и вспомогательном судне таких поплавков нет. Значит, "Чикутими" будут тянуть к берегу без дополнительных плавсредств. Учитывая печальный опыт нашей К-159, я бы предварительно снял с лодки экипаж.
А вообще пожары на субмаринах - настоящий бич подводников. Дело в том, что практически все операции, начиная от закачки воздуха в цистерны главного балласта до пуска торпед и ракетных стрельб, осуществляются с помощью электронных приводов. Кабели высокого напряжения опутывают лодки, как кровеносные сосуды человека. Малейшее замыкание в цепи чревато пожаром и даже гибелью лодки.
При горении электрокабеля выделяется смертоносный химический чад, от которого не спасают даже противогазы. Отсюда многочисленные жертвы таких пожаров. Только в СССР и России подобные случаи исчисляются десятками. Например, в 1967 году возгорание в двух отсеках АПЛ "Ленинский комсомол" под командованием капитана 2 ранга Степанова унесло жизни 39 моряков. Пятью годами позже из-за пожара в восьмом и девятом отсеках подлодки К-19 погибли 28 человек. В 1984 году в Баренцевом море загорелась АПЛ К-131. Лодке удалось вернуться в базу, но экипаж не досчитался 14 членов. Известно, что взрыв торпеды на атомоходе Северного флота "Курск" в августе 2000 года (погибли 118 человек) тоже сопровождался большим пожаром. Поэтому можно считать, что экипаж "Чикутими" еще легко отделался.
Пока в Северной Атлантике пытаются вызволить из беды канадскую подлодку, на Балтике провалом завершилось учебное спасение российской субмарины Б-806 проекта "Палтус". По легенде, ее экипаж (53 человека вместе с проверяющими из штаба БФ) потерпел бедствие, лодка легла на грунт на глубине полсотни метров неподалеку от Балтийска. Вытащить моряков поручили экипажу спасательного судна СС-750. Спасатель вышел в море и в присутствии командующего Балтфлота адмирала Владимира Валуева спустил под воду аппарат АС-26. Погружение закончилось полным конфузом: в течение трех часов спасательную капсулу не удавалось закрепить на корпусе субмарины. В итоге в Балтийск экипаж Б-108 добирался самостоятельно. А командующий флотом объяснил журналистам, что у глубоководного аппарата вышел из строя насос, некачественно отремонтированный на "Адмиралтейских верфях" в Санкт-Петербурге. Интересно, что с помощью такого же аппарата четыре года назад в Баренцевом море безуспешно пытались спасти экипаж "Курска".