В США наблюдается предпринимательский бум среди прекрасной половины населения страны. Ежедневно по всей стране женщины открывают 424 новых предприятия, что более чем в два раза превышает количество предприятий, которые основывают мужчины.
Согласно опубликованным на этой неделе данным Центра исследования женского бизнеса, на сегодняшний день в 48 процентах частных компаний США женщины владеют половиной или более акций. Чем же руководят представительницы прекрасного пола? Порядка 45 процентов частных предприятий специализируются на обслуживании, 16,8 процента - предприятия розничной торговли, остальные работают в финансовой сфере, страховом бизнесе, на рынке недвижимости, в строительстве.
"Стеклянный потолок" - причина успеха
Рост "женских предприятий" аналитики связывают прежде всего с профессиональным образованием - 45 процентов бизнес-леди имеют университетский диплом и опыт работы в больших корпорациях (для сравнения, в 1965 году лишь 4 процента американок имели профессиональное образование). Многие женщины просто вынуждены были основать свой бизнес - из-за растущей конкуренции корпорации стали отказываться от мягкой кадровой политики по отношению к женщинам (например, отменили гибкий рабочий график для матерей). В итоге средний годовой доход фирм, принадлежащих представительницам слабого пола, равен 11 миллионам долларов.
- Спросите двенадцать женщин, почему они более успешны в бизнесе, чем мужчины, и вы получите дюжину разных ответов. Но если кто-то скажет, что женщина имеет естественное преимущество в годы экономических неурядиц, поскольку она более выносливая, то он окажется прав, - считает Томас Стэнли, автор книги "Женщина-миллионер по соседству".- Женщины привыкли работать более упорно, чем мужчины, они более целеустремленны, более бережливы. В крупных компаниях они нередко чувствуют "стеклянный потолок" - ограничение для карьерного роста по половому признаку.
- Сильны позиции женщин в такой востребованной сегодня бизнесом отрасли, как управление человеческими ресурсами, - говорит исполнительный директор российской Ассоциации менеджеров Сергей Литовченко. - Чуть меньше представительниц прекрасного пола в рейтинге лучших финансовых директоров и рейтинге лучших коммерческих директоров. И, наконец, наименее востребованы женщины-руководители в IT-областях. Хотя здесь мне стоит оговориться и подчеркнуть - именно представительница IT-бизнеса в России, а именно президент Microsoft в России и СНГ Ольга Дергунова смогла попасть в ТОП-100 самых профессиональных топ-менеджеров России.
Еще в 1994 году психологами и маркетологами было официально подтверждено - существуют мужской и женский стили успеха в бизнесе. Женщины больше полагаются на интуицию, часто обдумывают и сомневаются в уже принятых решениях, получают удовлетворение от хороших отношений с клиентами и сотрудниками и воспринимают это как успех. Мужчина же описывает успех как получение удовлетворения от хорошо сделанной работы и достижения цели. Некоторые исследователи связывают взрывной успех в развитии женского частного предпринимательства с "женским" стилем ведения бизнеса.
- Успех женского бизнеса можно объяснить во многом нарушением традиций, - говорит владелец турагентства Елена Косырева. - В мужском мире вдруг появились дамы, которые иначе думают и действуют, это пугает и ошеломляет. Наше преимущество в том, что мы докапываемся до любых мелочей.
Шея при голове
В нашей стране в силу сложившихся еще за годы советской власти стереотипов вопросу успешности женщин в бизнесе уделяли довольно мало внимания. Конечно, в те годы всячески подчеркивалось равенство полов, но для успеха в карьере требовались зачастую не профессиональные качества, а политические.
Рыночный этап в экономике России не мог не затронуть и сферу гендерных отношений - женщин, потерявших в тот период работу, было больше, чем мужчин. Но, как подтверждают исследования Института социологии РАН, женщины быстрее оправились от экономических потрясений.
- Пока мужчины пытались обрести новый смысл в жизни, женщинам надо было заниматься более практичными вещами - кормить детей, - говорит психолог и социолог Иван Воронов. - Вспомните, сколько было "челночниц" в перестроечное время! Объясняется это очень просто: женщины в такой ситуации быстрее приспосабливаются, потому что им просто было некогда думать о каких-то там идеалах.
По словам Ивана, те годы перевернули ситуацию в нашем обществе: в большинстве семей теперь женщина и хранительница очага, и добытчик. Попробовав свою силу, дамы перестали нуждаться в опоре на мужское плечо и ринулись в бизнес сломя голову.
- Да, нам сложнее работать в мире жесткой конкуренции и исторически сложившихся традиций "мужчина - лидер", - говорит Ольга Пузанова, генеральный директор рекламного агентства. - И, конечно, женщина-начальник, особенно если мои подчиненные - мужчины, нарушает привычную модель. Поэтому, чтобы не обидеть своих сотрудников, чтобы их комплексы не сказались на работе, мне приходится по-прежнему играть роль "шеи при голове". Я считаю, что женщина и в семье, и в работе должна подчеркивать, что мужчина - главный, даже если у меня есть административные и интеллектуальные преимущества. Иначе - расстроенные нервы с обеих сторон, а так - и результат, и хорошие отношения.
Как утверждает Сергей Литовченко, в России сегодня набирает обороты тенденция усиления женского влияния в бизнесе и увеличения количества успешных в карьере женщин. Больше всего это заметно в тех областях, в которых особенности женского характера - эмпатия, умение общаться с людьми - наиболее востребованы.
Недостатки крупного бизнеса
В отличие от Запада, в нашей стране по-прежнему сильны представления о том, что карьерный рост женщины фактически означает ее неудачи в личной жизни.
- Отчасти это так, - признается Елена Косырева. - Когда много работаешь, не хватает времени на друзей и семью. Плюс к этому за время воспитания детей женщина рискует стать неконкурентоспособной, потерять скорость профессионального роста. Именно поэтому так много сейчас в России открывается агентств по найму нянь и гувернанток.
В совместном экспертном исследовании Ассоциации менеджеров и Института социологии РАН подчеркивается, что женщина, имеющая статус топ-менеджера, в своей семье берет на себя те же функции, что и мужчина. В Европе и Америке обратное распределение ролей распространено и не считается унизительным: отцы, сидящие с детьми, пока матери зарабатывают деньги, объединились в Союз отцов, специальную организацию, которая позволяет им поддерживать свой социальный статус и выбор. На сегодняшний день только четыре страны (Швеция, Дания, Финляндия и Норвегия) достигли относительного гендерного равенства.
- Бизнес - это твой ребенок, ему надо посвятить себя как семье, - говорит Ольга Пузанова. - В идеале женщина должна гармонично совмещать и семью, и успешную работу. Но многое зависит от того, какой рядом с женщиной мужчина. В принципе, я не знаю ни одной своей коллеги-руководителя, которой бизнес помешал бы оставаться очаровательной и женственной.
По словам Сергея Литовченко, мы сейчас являемся свидетелями нового этапа изменений в гендерном составе бизнес-элиты. Все барьеры на пути карьеры женщины, обозначенные психологами, - исторически сложившиеся стереотипы, социализация половых ролей, "страх успеха" - уходят в прошлое.