В Третьяковке выставлен компьютерный иконостас

Вчера в Третьяковской галерее на Крымском валу был представлен один из самых амбициозных художественных проектов последних лет - "Предстояние" / deisis. Внушительного размера инсталляция (5 на 15 м) представляет собой подобие иконостаса, только лики Христа и святых созданы в нем на компьютере и распечатаны на плоттере.

 

Впрочем, правильнее писать не "лики", а просто - лица. Потому что ничего условного в новейших изображениях святых нет. Как и привычных - по русской религиозной живописной традиции - просветления и кротости. С иконостаса-инсталляции смотрят суровые, изможденные и безжизненные лица мужчин и женщин, названные Христом, Ноем, Адамом, Магдалиной, Заратустрой, Гиппократом, Николаем Чудотворцем и Серафимом Саровским (необычный набор авторы аргументируют). Всего 23 персонажа, чьи портреты распечатаны с компьютера на темный крашеный холст и покрыты несколькими слоями лака. Портреты "сакральных персонажей религиозной истории" имеют размер 160 на 100 см. То есть величиной они с хороший уличный рекламный щит.

Лица эти возникли не сами собой, а в результате исследований и экспериментов. Сперва были собраны все известные упоминания о героях "Предстояния", источниками послужили Библия, апокрифы, религиозная литература и исторические свидетельства. На основе собранных сведений о каждом из персонажей были написаны биографические эссе. Этим занимался историк Роман Багдасаров. Затем были найдены подходящие (полом, возрастом и описанием внешности) модели - всего 350 человек, которые и были сфотографированы отличной цифровой камерой. Далее на компьютере (тоже очень хорошем и мощном) из 6 тысяч полученных снимков были смоделированы искомые фотообразы Христа с его окружением, особо чтимых святых и исторических деятелей. Этим занимался художник Константин Худяков, мастер мистическо-натуралистической живописи.

Третий автор проекта - предприниматель и известный коллекционер икон Виктор Бондаренко. Он проект придумал и профинансировал. Идея возникла из желания продолжить прерванную на семьдесят лет советской власти традицию обновления религиозной живописи. Бондаренко относится к своему детищу с энтузиазмом, страстью и азартом, настойчиво, но не назойливо, соблюдая корректность, его пропагандирует. Кроме инсталляции в проект входит роскошно иллюстрированная книга текстов о героях "Предстояния", отпечатанная в Италии полуторатысячным тиражом.

Необходимо сказать, что авторы деисусной инсталляции настаивают на светскости своего произведения. Будучи православными христианами, на православные каноны они не посягали, а ставили задачу "проинтерпретировать сакральные образы в параметрах сегодняшнего восприятия".

С "параметрами" как раз все хорошо получилось. Компьютерный иконостас создан в соответствии с законами современного коммерческого визуального искусства. Только очень крупные планы. Много глянца на черном фоне. Лица максимально выразительны - глаза у всех персонажей крупные, окаймленные пушистыми ресницами. (Таких больших глаз отечественная живопись не знала со времен активного творчества Ильи Глазунова). Лбы у мужчин высоки, губы у женщин чувственны. Портреты вызывающе натуралистичны - на лицах утренней росой сверкают капли пота, глубокие морщины выдают внутреннее напряжение, а видимые капиллярные нити и пигментные пятна усиливают иллюзию "взгляда в упор". Ставка на произведение сильного впечатления - максимальная.

"Грубо говоря, подвижничество группы мироносиц - и их мужей (ибо кто, в то время, позволил бы путешествовать незамужним еврейкам?) - сравнимо с финансированием выборной кампании фаворита президентской гонки". Это фрагмент эссе о Марии Магдалине, написанного с учетом все тех же "параметров современного восприятия". На них же рассчитано и высокое техническое качество проекта.

Уж если что и внушает трепет в наше замечательное время, так это качественный компьютер, уж если во что и верят прогрессивные люди, так это в неограниченные возможности высоких технологий, уж если и случается чудо, то сотворенное новейшей камерой. Так что хорошо отцифрованные христианские ценности имеют все шансы органично влиться в массовую культуру и сорвать успех.