В фильме Майкла Мура "Фаренгейт 9/11" при всей его тенденциозности замечательным образом изображено сообщество объятых страхом перед террором, а потому "перебдевших" граждан, готовых настучать на вполне миролюбивых и совсем не подозрительных соседей. После Беслана наше общество идет по пути Америки, так и не оправившейся от шока 1 сентября. И главной добродетелью становится бдительность.
Согласно опросу ФОМа, 91 процент респондентов считают, что людям надо проявлять бдительность. Всего лишь 8 процентов опрошенных полагают, что бдительность - это профессиональное свойство работников соответствующих служб, а 89 процентов склоняются к тому, что проявлять эти качества должны обычные граждане. 61 процент рассматривает бдительность как гражданский долг (!). При этом люди всерьез полагают, что их наблюдательность способна предотвратить теракты, а также сплотить широкие массы в едином антитеррористическом порыве.
Это социология. Социальная практика же, как известно, несколько иная. Избитые до полусмерти в метро подростками вполне себе мирные темноволосые люди разных национальностей. Избитый милицией Герой России, летчик-испытатель и космонавт Магомет Толбоев (мотивация: "Твое место в горах"). Мерещащиеся скромным путешественникам, туристам и пассажирам самолетов "черные вдовы". Издевательства в паспортных столах, жэках, прочих схожих мелких бюрократических учреждениях. Депутатский раж, проявляющийся в чрезмерно кропотливой работе над законопроектом "О порядке регистрации и свободе передвижения граждан". Работе без оглядки на Конституцию и здравый смысл.
Ищут не там. Запрещают не то. Ошибаются в объектах преследования. Рубят лес, а щепки летят. Эффективность - абсолютный ноль.
Мне уже становится страшно отпускать на улицу собственную жену, жгучую брюнетку, у которой по нескольку раз в день проверяют паспорт, иной раз непосредственно у подъезда собственного дома: "черная Фатима" с памперсами и кукурузными хлопьями в руках представляет собой прямую угрозу общественной безопасности. "Краснокожая паспортина" превращается в засаленную тетрадь, обрастающую непривлекательной бахромой. Местные Анискины гоняются за мифическими Фантомасами, а между тем у того же подъезда за ночь с автомобиля снимают всю резину - и явно лица отнюдь не кавказской национальности...
Борьба за безопасность усугубляет чувство незащищенности. Проверки на дорогах и порогах оборачиваются произволом. Бдительность, как некогда квартирный вопрос, портит нравы. Трудящиеся в едином порыве объединяются в организации стукачей типа "Россия - антитеррор". Эффективность - минусовая.
Впрочем, согласно той же социологии большинство респондентов вполне адекватно понимают смысл понятия "бдительность" - всего лишь как внимательность, наблюдательность (институт "бабушек-у-подъезда") или как неравнодушие (персонаж Нонны Мордюковой из хрестоматийной "Бриллиантовой руки"). В понимании меньшинства (1-2 процента) бдительность - это синоним ужесточения контроля за приезжими и/ или депортации кавказцев. Зоологических расистов все-таки меньше, чем просто напуганных и обеспокоенных ситуацией людей, которые готовы сообщать о "подозрительных лицах" куда следует (6 процентов) или не доверять никому (5 процентов).
У пятой части респондентов проверяли документы. Почти половина опрошенных видела, как это делается. Те, кто видел, отмечают некоторую грубость и неуважительность, проявленные в ходе реализации этой, в сущности, деликатной процедуры (34 процента). 42 процента респондентов отмечают нарушения прав граждан при проверках. Почти половина опрошенных говорят о том, что проверяют не просто подозрительных граждан, а лиц нерусской национальности.
"Бдительность" все-таки постепенно превращает наше общество в расистское, причем речь идет уже необязательно о "выходцах с Кавказа" (еще один отвратительный ксенофобский штамп), а о целом интернационале - неграх, афганцах, вьетнамцах.
Соответствующими бытовой ксенофобии становятся иммиграционная политика и система регистрации граждан. А это уже институционализированный расизм, который попутно влечет за собой серьезнейшие не только идеологические, политические, социальные, но и чисто экономические издержки.
Волна ксенофобии, которая естественным образом поднимается, но ничем не сдерживается и даже стимулируется, только на первый взгляд кажется "управляемой", безобидной и даже "полезной" с точки зрения общественной безопасности. Расизмом, который подогревается на сковородке "бдительности", на самом деле невозможно управлять, он немедленно вырывается за рамки правового поля, и то, что происходит, уже вполне можно трактовать в терминах Уголовного кодекса. А именно: убийство, причинение телесных повреждений разной степени тяжести, побои, превышение служебных полномочий, разжигание межнациональной розни.
Это не шутки. Мы стоим на пороге серьезного испытания для массового сознания - или общество выдержит тест на здравый смысл, или всеобщая "крыша" поедет куда-нибудь в сторону "Родины". Не той Родины, которая "картинка в твоем букваре", а той, которая политическое движение, специально "заточенное" под тестирование населения на склонность к национал-популизму.
Весьма показательно, что на фоне бесланской трагедии и кампании по повышению бдительности снова, как черт из табакерки, выскочило дело полковника Буданова, которого немедленно начали не то миловать, не то снова "казнить". Властям хватило разума погасить ажиотаж вокруг этой искусственной проблемы.
Искусственной, потому что в строго юридическом смысле слова Буданов в принципе пока не имеет права на помилование. Но среди респондентов того же ФОМа подавляющее большинство - 51 процент - считают, что полковник, чья вина доказана судом, заслуживает прощения (против - всего 20 процентов). 7 процентов полагают, что, совершая надругательства над чеченкой, он, вообще говоря, исполнял свой воинский долг. Весьма симптоматично, что многие до сих пор уверены, что "девушка была террористкой", а настоящий полковник "боролся с терроризмом". Это был замечательный фон для кампании по повышению бдительности и по ужесточению миграционно-регистрационных процедур.
Хотелось бы напомнить, что абсолютное большинство жертв бесланской трагедии - те же самые лица кавказской национальности, которых в Москве останавливают, избивают, у которых проверяют документы, сведения о прописке, не дают работать. Или мы теперь будем делить кавказцев на правильных и неправильных, христиан и мусульман, верных и неверных? В милицейском "обезьяннике" или перед монтировкой скинхеда особо не забалуешь: здесь, как перед смертью, все равны - и чеченцы, и осетины. И если сейчас не остановить безумие, в том числе и депутатский законотворческий раж, нас ожидает трансформация бытового расизма и "проверок на порогах" в гражданскую войну.