(Окончание. Начало в номере "РГ" за 12 октября)
Галина Маклеева, заместитель руководителя Департамента главного управления Федерального казначейства Минфина России:
Напомню, что переход на новую Инструкцию минфина по бюджетному учету начнется с 1 января будущего года. Предполагается, что эта работа закончится до 1 октября 2005 года по мере организационно-технической готовности органов государственной и муниципальной власти, органов управления государственных и территориальных государственных внебюджетных фондов и бюджетных учреждений.
При этом поскольку в настоящее время отсутствует методика оценки и учета отдельных категорий активов и обязательств (непроизведенные активы, дебиторская задолженность по начисленным доходам и т.п.), их учет в соответствии с требованиями Инструкции должен быть обеспечен с 1 января 2006 года. А, значит, до этого времени должны быть созданы необходимые учетные механизмы и устанавливающие их нормативные документы.
Вполне понятно, что потребуется основательный пересмотр существующей методологии учета. Мы уже рассказывали о методе начислений и его преимуществе по сравнению с кассовыми записями ("РГ" N 224 от 12 октября 2004 года). И даже начали приводить примеры. Продолжим.
Поступление средств от продажи акций, принадлежащих государству. По кассовому методу - у нас поступили денежные средства, другими словами, поступили доходы от продажи акций. По методу начислений - это не доходы, потому что у нас уменьшились остатки акций, то есть у нас уменьшился один вид финансовых активов и увеличился другой в виде остатков денежных средств. Таким образом, это экономическое событие не является доходом.
Расходы, отражаемые по методу начислений, также имеют свою особенность. Например, начисление расходов по оплате электроэнергии. Мы потребили электроэнергию, у нас возникает обязательство по оплате, но никакого актива при этом не возникло.
Последний пример - строительство здания. Мы вкладываем деньги в здание, у нас прирастает как бы стоимость здания (то есть увеличивается нефинансовый актив). Но с точки зрения кассового метода это расходы. А на самом деле у государства только изменяются активы - были финансовые (деньги на счете), стали нефинансовые (здание). Но фиксируется это изменение только при отражении операции по методу начисления.
Второй тезис Бюджетного послания президента, которое определило направления реформы бюджетного учета, - интеграция с бюджетной классификацией. Это тот принцип, который отличает бюджетный учет от хозяйственного учета.
Политикам важно знать не только общую величину активов и обязательств, но и в результате каких решений в области налогового или отраслевого (социального) права они образуются. Им нужно видеть не столько общий объем доходов, сколько объем доходов по видам налогов и сборов, поскольку именно эта информация должна лежать в основе принимаемых ими решений в области налогового права. В части социальных обязательств важно видеть не столько их общий объем, сколько то, какие именно законы их порождают, с тем чтобы иметь возможность своевременно и осознанно пересматривать соответствующие законы.
Реализация этого требования нашла свое отражение в структуре номера счета Единого плана счетов бюджетного учета, которая включает в себя:
С 1-го по 17-й разряды - код ведомственной, функциональной классификации;
18-й разряд - код источника финансирования (бюджетные - 1, предпринимательские - 2, целевые - 3);
с 19-го по 21-й разряды - код синтетического счета;
с 22-го по 23-й разряды - код аналитического счета;
с 24-го по 26-й разряды - код классификации операций сектора государственного управления.
Разряды с 18-го по 23-й образуют код счета бюджетного учета (или, по-другому, "балансовая классификация объектов учета" - виды и типы активов и обязательств).
Такое построение счета создает аналитическую основу, необходимую при переходе к бюджетированию, ориентированному на результат. То есть система учета позволит иметь информацию по финансовым результатам тех или иных программ и подпрограмм. Иметь информацию, которая логично формируется, если бюджетный учет интегрирован с классификацией. И конечно, данные по объемам активов и обязательств в разрезе кодов бюджетной классификации при среднесрочном бюджетировании станут основой для построения среднесрочного бюджета.
Единый план счетов за счет интеграции в него бюджетной классификации, построенной по принципу влияния операций на стоимость активов и обязательств, позволяет учитывать запасы конкретного типа активов или обязательств в начале учетного периода, а также провести учет изменений в этих запасах, вызванных операциями в конкретном отчетном периоде (то есть в ходе исполнения бюджета) и, таким образом, учесть запасы соответствующих активов и обязательств на конец отчетного периода. Такая система учета позволит составить отчеты об исполнении бюджета, об операциях сектора государственного управления и создать необходимую информацию для администраторов программ.
Важное положение реформы бюджетного учета заключается в том, что в центре всей создающейся системы стоит администратор бюджетных средств. Это полностью соответствует третьему тезису Бюджетного послания - объединение бухгалтерского учета исполнения бюджета и в бюджетных учреждениях. В чем же смысл этого тезиса?
В силу ст. 125 Гражданского кодекса каждая институциональная единица (Российская Федерация, субъект РФ или муниципалитет) должна иметь полный баланс активов и обязательств. А от ее имени органы государственной власти (местного самоуправления) приобретают и осуществляют имущественные и личные неимущественные права и обязанности. Из этого определения следует, что все активы и обязательства соответствующего уровня власти должны быть закреплены в балансах соответствующих органов власти. И в этом смысле невозможно отделить учет исполнения бюджета от учета в бюджетных учреждениях еще и потому, что, как было сказано, они являются только частью одной институциональной единицы.
Таким образом, создаваемая система бюджетного учета станет информационной основой для качественно новой отчетности, на основании которой должны приниматься осознанные решения в налогово-бюджетной сфере и вырабатываться наиболее эффективные способы выполнения задач и функций государства.
Учетные данные участников процесса исполнения бюджета, основанные на новой Инструкции минфина и Едином плане счетов, могут быть использованы для получения следующих отчетов об операциях сектора государственного управления. Это и отчет по кассовым операциям, составляемый органом, обеспечивающим исполнение бюджета. И отчет главного распорядителя об исполнении бюджета. И отчетность главного распорядителя, содержащая показатели финансовой деятельности: бухгалтерский баланс, отчетность о финансовом результате деятельности, отчет о движении денежных средств. При этом формирование таких отчетов происходит на основании данных Главной книги без использования регистров аналитического учета.
Необходимо отметить, что созданная система позволит не только формировать отчетность для целей принятия решений в налогово-бюджетной политике. Гармонизация системы бюджетного учета с коммерческим учетом, а также использование международных статистических стандартов создают аналитическую основу для оценки влияния сектора государственного управления на экономику страны с точки зрения системы национальных счетов, а также для сопоставления показателей деятельности сектора госуправления с аналогичными показателями других стран в рамках статистики государственных финансов.