Мы сидим в аудитории, где пахнет карболкой, и классная дама, которая специализируется на русских группах, дает нам задание рассказать о величайших представителях литературы, техники, искусства европейских стран. Задание для шестиклассников. Народ наперебой кричит: Шекспир, Драйзер, Рафаэль.
- Пушкин, - добавляю.
- Сорри? - переспрашивает она. - Не слышала о таком.
Стоимость обучения в России вдвое ниже, чем в Европе и США.
Я не обижаюсь на нее. Во всех школах мира кадровая проблема, здесь тоже. Звонок с урока звучит как-то странно, с подвыванием, и классная с железным лицом просит нас не мешкая покинуть аудиторию. Оказывается, кто-то из русских вместо кнопки лифта нажал "тревога" а там у них с этим серьезно. Уроки сорваны, пора в столовку… Кроме нас, там толпятся и жуют французы, японцы, африканцы. Святой Мартин благосклонен ко всем.
За дипломом на чужбину
Сегодня, по данным Международного бюро ЮНЕСКО по образованию, свои услуги иностранцам предлагают тысячи высших учебных заведений из 129 государств. А основная конкуренция идет между наиболее развитыми странами Западной Европы и Северной Америки, а также Австралии и Японии.
Ожидается, что к 2005 году размеры мирового рынка образовательных услуг, как предполагается, достигнут 90 миллиардов долларов. Сегодня это целая отрасль мирового хозяйства с ежегодным объемом продаж в несколько десятков миллиардов долларов США и объемом потребителей в несколько миллионов человек. Но если за рубежом коммерциализация профессиональной подготовки иностранных кадров имеет давние традиции и постоянно расширяется, то в России этот сектор рынка еще малоразвит (прежде все иностранные студенты ехали в СССР за дипломами в основном по линии коммунистического движения). США за подготовку китайских студентов, стажеров и аспирантов ежегодно получают миллиард долларов. В среднем цена годичного обучения иностранного студента составляет около пяти тысяч долларов.
Доход приносит и то, что иностранные студенты, стажеры, аспиранты за дополнительную плату учатся на языковых курсах той страны, куда они приехали осваивать выбранную ими специальность (обучение языку занимает от шести месяцев до года, а иногда и больше). Плата за учебу для иностранных студентов нередко выше, чем для местных. Более половины всех студентов, получающих образование за рубежом, - выходцы из стран Азии. В нашем Дальневосточном регионе лидер - КНР, чья бурно растущая экономика нуждается в высококвалифицированных кадрах. Китайцы жадно учатся всему - русскому и английскому, программированию, экономике или, как в Дальневосточном техническом университете, землеустройству, вычислительной технике.
Что дает нам экспорт образовательных услуг? Это доходы учебных заведений и налоги, получаемые от них. Это расходы иностранных студентов в стране проживания. Не забудем, что впоследствии многие выпускники хотят получить рабочие места в стране образования.
Так что высшая школа может стать крупным игроком в этом секторе, пользуясь своей географической близостью со странами АТР, которые расширяют потребление образовательных услуг. Дело в том, что обучение в Европе предполагает значительные транспортные расходы - почти такие же по величине, как стоимость самого обучения! При этом стоимость получения образования в России вдвое ниже, чем в Европе и США. И, наконец, Россия традиционно славилась фундаментальностью подготовки.
Этого разве мало? Мы можем не только обучать иностранных студентов, но и продавать образовательные программы. Спрос на них в Азиатско-Тихоокеанском регионе, который стремительно развивается, огромен. Но товаром наше образование еще не стало. Почему?
"Россия. Путин. Таможня"
Как отмечают сотрудники международных факультетов, количество студентов у них не увеличивается. Если в девяностых годах в Россию ехали молодые китайцы с мешками товара, чтобы попутно заработать на обучение челночным бизнесом, сегодняшний студент хочет знать не только слова "купи-продай" и "сколько". Он хочет стать бакалавром. А потом поехать дальше - в Санкт-Петербург и продолжить обучение. Далее вернуться в Китай, стать там бизнесменом.
Чтобы мы на мировом рынке смотрелись прилично, надо усовершенствовать наш компьютерный парк и лаборатории. А какие общежития в студенческих городках? После криминальных случаев в Твери и Воронеже интерес к российским университетам сильно поубавился.
Более того: иностранный студент не может подрабатывать во время обучения в России - не положено. Преподавание специальности у нас ведется, как правило, на русском языке. Этот языковой барьер мешает увеличить число иностранных студентов на наших факультетах.
Студенты на экспорт
О пользе образования за рубежом сказано немало. Но возможность обучать у себя иностранных студентов приносит государству не только значительные доходы, но и, что немаловажно, высококвалифицированных специалистов. Проводя активную иммиграционную политику, многие страны - прежде всего, США, Канада, Австралия, ряд государств Европы - получают в год примерно миллион высококвалифицированных сотрудников нужного им профиля, преимущественно из числа иностранных граждан, обучавшихся в их вузах. А это, согласитесь, не менее ценная прибыль от хорошо организованного рынка образовательных услуг, чем плата иностранных учащихся за свое проживание и обучение. Стало быть, распыляя своих студентов по зарубежным городам и весям, мы рискуем потерять будущих интеллектуалов?
На этот вопрос заместитель губернатора Хабаровского края Александр Левин-таль ответил, что "утечки мозгов" из страны больше нет.
- Сейчас совершенно другой уровень наших взаимоотношений, - пояснил он. - Я не считаю, что сейчас идет массовый отток интеллекта. В России сейчас стало интересно жить. И многие выпускники зарубежных вузов стремятся вернуться сюда, чтобы начать свое дело. Динамичное развитие России, постоянный рост валового продукта также говорят в пользу того, что здесь найдется чем заниматься специалисту с хорошим образованием. Поле для применения молодого интеллекта огромно. Судите сами: из 14 крупных экономических программ России шесть будут реализовываться на территории Дальнего Востока! Спрашивается, зачем уезжать оттуда, где все только начинается?
Как добавил ректор университета путей сообщения Виктор Григоренко, 36 студентов обучались в Хэйлунцзянском университете по специальности "экономика". Все вернулись, отлично устроились на работу в совместные предприятия и лишь один человек остался работать в Китае. По российско-американской программе "Аляска-Анкоридж" в университете подготовили таким образом около ста человек.
- Правда, десятая часть из них осталась в Штатах, - заключил Виктор Григоренко.
А дальше?
Интернационализация образования неизбежна, считают работники высшей школы. На состоявшемся недавно совещании ректоров они, во-первых, договорились встретиться все вместе в 2006 году в КНР. Учитывая интенсивное развитие экономических российско-китайских связей, продолжать реализацию краткосрочных образовательных программ, в том числе по языковой подготовке на основе договоров, организовывать совместные институты и факультеты для подготовки бакалавров, магистров и кандидатов с вручением дипломов двух стран.
мнения |
Чжао Минь, заместитель начальника департамента образования провинции Хэйлунц-зян:
- В наших вузах пока мало российских студентов. Но будет больше. Идет неуклонный рост торговли между нашими странами, в Китае есть чему поучиться, особенно в нефтегазовой отрасли, где накоплен ценный опыт и разработаны прекрасные технологии нефтедобычи.
Планируется обмен нашими студентами также и в области медицины. Заслуги китайской народной медицины общеизвестны, и мы приглашаем российских студентов учиться на факультете восточной медицины в Муданцзяньском университете. Вот интересная цифра: около ста тысяч китайских студентов обучались в российских вузах, однако в восьми вузах Китая обучается только 200 российских студентов.
Олег Репецкий, проректор по международным связям Иркутского технического университета:
- Молодежь из КНР - лучшие иностранные студенты. Они серьезно и добросовестно относятся к учебе, участвуют в культурной жизни университета, становятся призерами в конкурсах. Всего за годы сотрудничества мы подготовили 1225 граждан Китая. А вообще не нужно быть большим фантазером, чтобы предположить предстоящее бурное развитие всех видов коммуникаций - информационных и транспортных. 21 век свяжет наши страны современными скоростными железными дорогами, трубопроводными системами, системами электропередачи и информационными системами.
Сергей Иванченко, ректор Хабаровского государственного технического университета:
- Законодательная база и образовательные стандарты сегодня в минимальной степени учитывают реалии Азиатско-Тихоокеанского региона.
Знаете ли вы, что иностранные граждане, получившие образование в России, испытывают сложности с трудоустройством на родине? Это сокращает поток студентов и уменьшает авторитет российского образования в сопредельных странах. Не меньше проблем с таможенными службами. Как интегрировать Россию в образовательное пространство АТР? Ведь для этого нужно, чтобы равный вес имели дипломы тех и других. Кроме того, не должно быть преград при оформлении документов в страну, где студент собирается получить образование.