Стандарты, которые должны были фактически узаконить новое содержание образования, с самого начала вызвали ожесточенные споры в обществе. Оно и понятно, ведь они затрагивали коренной вопрос школьной жизни: чему учить наших детей? Дебаты о стандартах в Госдуме были столь долгими и бесплодными, что в какой-то момент стало казаться: закон "О государственных образовательных стандартах", который мог узаконить их введение, не будет принят никогда. Тогда пришлось поправить Закон "Об образовании". В нынешней его редакции говорится, что утверждать стандарты должно правительство, а не Госдума.
В разработке проекта новых стандартов, которая длилась четыре года, приняло участие более трехсот специалистов РАН, Российской академии образования, ведущих научных центров, вузов, методистов и учителей страны. Был создан целый НИИ во главе с бывшим министром образования РСФСР Эдуардом Днепровым. Сколько денег потрачено за это время, сейчас оценить даже приблизительно невозможно. Когда проект стандарта появился, то многие отнеслись к нему отрицательно. В частности, руководитель столичного Департамента образования Любовь Кезина заявила, что он "хуже, чем стандарт 1993 года".
В конце декабря прошлого года коллегия министерства образования приняла наконец решение одобрить федеральный компонент государственного образовательного стандарта и рекомендовать министерству утвердить его. Все затаили дыхание: министерство не может утвердить стандарт, это же прерогатива правительства!
В конце января появился проект приказа министра, в котором не было пункта об утверждении федерального компонента, зато был пункт о введении его в регионах по графику. Внедрять неутвержденный федеральный компонент? Но на основании чего в регионах будут это делать, на основании чего будут выделяться средства?
Владимир Филиппов так прокомментировал тогда ситуацию: "Я могу утвердить федеральный компонент стандарта. Стандарт принимается правительством, а утверждается законом. Про федеральный компонент там ничего не сказано, и я могу спокойно утвердить его ведомственным приказом".
Но тем не менее руководитель образовательного ведомства тянул с этим приказом до последнего. Почему? Сам он объяснял это так: во-первых, шла содержательная доработка - разработка учебных программ на основе стандартов. Законопроект о государственном образовательном стандарте прошел лишь первое чтение в Госдуме. То есть Владимир Филиппов все-таки ждал, когда будет принят рамочный закон, чтобы после этого утвердить федеральный компонент стандарта, а затем вносить его в правительство в виде государственного образовательного стандарта в целом. Но в конце концов он подписал закон о принятии федерального компонента стандарта, решив, видимо, напоследок поставить точку в эпопее со стандартами. Но точки, как видим, не получилось. Теперь Верховный суд признал подписанный тогда приказ нелегитимным. То есть региональные управления образованием принимать его к сведению теперь не обязаны.