Англичане и японцы. Вроде бы трудно представить себе два народа, более не похожих друг на друга! Англичане возвеличивают индивидуализм, японцы отождествляют его с эгоизмом. Английский быт ограждает частную жизнь, японский быт практически не оставляет для нее места. Однако эти противоположности, как ни странно, смыкаются в нечто общее.
В отличие от своих континентальных соседей французов и китайцев оба островных народа в своем мироощущении ставят природу выше искусства. Как английский, так и японский садовник видит свою задачу не в том, чтобы навязать природе свою волю, а лишь в том, чтобы подчеркнуть ее естественную красоту. Как английский, так и японский повар стремится выявить натуральный вкус продукта, в отличие от изощренности мастеров французской и китайской кухни.
Хаотичность Лондона и Токио в сопоставлении с четкой планировкой Парижа и Пекина воплощают идею о том, что город должен расти как лес. Архитектор же, подобно садовнику, вправе лишь подправлять и облагораживать, а не перекраивать то, что сложилось. Этот подход касается и воспитания детей. Английские родители стараются как можно меньше одергивать ребенка, не вмешиваться без нужды в его поведение, дабы способствовать формированию его индивидуальности.
Ставя естественное превыше искусственного, оба народа не распространяют этот принцип на область этики. Хотя англичане превозносят индивидуализм, а японцы осуждают его, тем и другим одинаково присущ культ самоконтроля и предписанного поведения. Они постоянно ощущают натянутые вожжи: человек должен вести себя не как ему хочется, не как подсказывают ему чувства, а как предписано поступать в подобных случаях. Англичане, как и японцы, проходят свой жизненный путь, словно каждый из этих шагов - часть некоего священного ритуала.
Олицетворением этой общей черты в характере двух островных народов может служить английский джентльмен и японский самурай. Каждый из этих нравственных эталонов сложился на определенном историческом рубеже. У англичан - в период создания колониальной империи, у японцев - когда страна была принудительно заперта от внешнего мира.
Помимо очевидных параллелей, которые можно провести между джентльменом с его культом порядочности и самураем с его кодексом верности, тот и другой перешагнули за пределы своего социального слоя и своего времени. Можно спорить о том, дожили ли истинные джентльмены и самураи до наших дней. Но нельзя отрицать влияния этих стереотипов поведения на национальную психологию вообще и нормы человеческих взаимоотношений в особенности. Культ самообладания, способность чувствовать одно, а выражать на своем лице нечто другое - "жесткая верхняя губа джентльмена" и "загадочная восточная улыбка самурая" часто служат поводом для сходных упреков в лицемерии и коварстве.
Уже отмечалось, что англичан и японцев сближает склонность ставить естественное превыше искусственного. Однако в рамках этого сходства заключено и различие. Две островные нации возвеличивают разные черты природы, ее диалектики. Если японцы поэтизируют переменчивость, то англичане - преемственность. С одной стороны - сакура с ее внезапным буйным, но недолговечным цветением. В другой - вековой дуб, равнодушный к бегу времени и недоверчивый даже к приходу весны.