Власти делят лишние "нефтедоллары" из Стабфонда

Стабилизационный фонд, задуманный ими как своеобразная "страховка" бюджета от внезапного падения нефтяных цен, уже к концу 2004 года превысит свою расчетную величину в 500 млрд. рублей и составит более 560 млрд. рублей. Много денег, как известно, не бывает - бывает мало фантазии. Осторожного чиновника отсутствие фантазии обрекает на мучительные размышления, и российские власти здесь - не исключение. По закону о Стабфонде образовавшиеся "излишки" можно направить на что-нибудь полезное, только вот - на что?

Как будут расходоваться неожиданно "свалившиеся" на бюджет деньги, пока окончательно не решено. Хотя уже известно, что часть "излишков" направят на то, чтобы "залатать дыру", образовавшуюся в Пенсионном фонде, а другую часть - на погашение внешнего долга. Об этих ближайших намерениях правительства сообщил депутатам министр финансов Алексей Кудрин, аргументировав их тем, что "установленная планка этого фонда равняется 500 млрд. руб., а при цене $28 за баррель нефти объем Стабфонда на 1 января 2006 года вполне может составить 720 млрд. рублей".

Несмотря на озвученные намерения властей, большинство известных экспертов-экономистов пока пребывают в растерянности: единого мнения по поводу дальнейшего расходования "лишних" денег - а ведь их количество продолжает неуклонно расти - пока не сложилось. Можно, не мудрствуя лукаво, повысить "планку" с 500 до 600 млрд. рублей. Именно такую меру предлагают эксперты МВФ: по их мнению, с ростом нефтяных доходов бюджет впадет в еще большую зависимость от сырьевой конъюнктуры и, соответственно, потребует еще большей "подстраховки".

Есть и другая альтернатива "проеданию" (поддержка пенсионеров - это, безусловно, "проедание") бюджетных денег. С легкой руки главы Экспертного управления президента Аркадия Дворковича уже успели войти в моду рассуждения об "инвестициях в инфраструктурные проекты". В какие именно проекты - пока не ясно. И первое, что приходит в голову - это развитие транспортной отрасли, строительство дорог, железнодорожных магистралей и т. д.

В свою очередь директор Департамента макроэкономического прогнозирования минэкономразвития Андрей Клепач предлагает вообще пересмотреть роль фонда в самое ближайшее время. За ним должна остаться роль "страховки" от колебаний нефтяных цен, но при этом необходимо вернуться к идее "фонда будущих поколений", то есть инвестировать достаточный объем средств в образование, науку, реформирование армии, ЖКХ. Это так называемые непроцентные бюджетные расходы, уровень которых в нашей стране непропорционально мал (например, на науку у нас расходуется около 0,3% ВВП, что в два раза меньше, чем на Западе, а в абсолютных числах - в несколько раз меньше). По мнению Клепача, за счет излишнего профицита бюджета следует создавать государственные венчурные фонды, инвестировать в авиационный бизнес, ВПК и пр.

Нот тут же всплыли опасения: кто будет распределять эти деньги? Евсей Гурвич из Экономической экспертной группы настаивал на том, чтобы инвестировать "излишки" в совместные проекты государства и бизнеса, но только в окупаемые, а не в то, что кем-то считается "общественным благом". Если средства в структурные отдать на откуп чиновникам, то все сведется либо к печально известным "дорожным проектам", либо к не менее скомпрометированным "федеральным целевым программам", считает он. Ни для кого не секрет, что эффективность подобных программ была, как правило, "отрицательной".

Впрочем, на этот счет и в экспертном сообществе, и в правительственных кругах существуют большие сомнения в принципиальной осуществимости подобных проектов. С одной стороны, их эффективность целиком и полностью определяется степенью участия в этих проектах бизнес-структур, поскольку государство, как показывает опыт, не способно инвестировать сколько-нибудь эффективно. С другой стороны, как отметил Виктор Шпингель из Института открытой экономики, горизонт планирования наших частных компаний не превышает 1-2 лет. Получается, что государству не с кем взаимодействовать по поводу долгосрочных проектов - даже если бы таковые имелись в наличии. Нельзя сбрасывать со счетов и растущую неуверенность бизнеса в неизменности установленных властями правил игры.

Любопытно, что обсуждение проблем Стабфондом породило и более общие вопросы. Например, если мы хотим построить социальное государство, то тогда излишки надо пустить на помощь беднейшим слоям и дотационным регионам. Если либеральное, в соответствии с представлениями МВФ, то нефтедоллары надо складывать в "кубышку", то есть в Стабфонд, проводя жесткую бюджетную политику и повышая размеры накоплений не до 5% ВВП, а, например, до 50%, как, скажем, в соседней Норвегии, где нефть остается серьезной статьей дохода. Или же - "проектно-ориентированное"? В таком случае ставка делается на "эффективное" и "долгосрочное" инвестирование государственных денег "на паях" с бизнесом в общественно полезные проекты.

Последнее звучит весьма заманчиво, но, в отсутствии у правительства долгосрочной инвестиционной стратегии, "повисает в воздухе". А известная непрозрачность размещения госзаказов и госзакупок и неразвитость российского финансового рынка, как инструмента инвестирования свободных денег в экономику, вызывает еще большие сомнения в том, что "излишки" Стабфонда возможно во что-либо эффективно вложить и приумножить.

Кстати, Стабилизационный фонд Аляски позволяет выплачивать заметные ежегодные дивиденды всем жителям этого штата (при учете, что Стабилизационный фонд там достаточно большой, а жителей - мало). В России ситуация другая: четверть находятся за чертой бедности, а уровень жизни в регионах отличается в 23 раза, дивидендами не поможешь. Именно поэтому Россия "обречена" быть социальным государством, а это означает, что какое-то количество "излишков" неизбежно будет "проедено". Причем именно - "проедено", потому что если повысить зарплату бюджетникам и пенсию пенсионерам и инвалидам, те потратят деньги не на дешевые китайские товары, как считает ряд экономистов, а на недорогую еду, большая часть которой производится сегодня в России. Рост потребительского спроса будет стимулировать производство, появление дополнительных рабочих мест и, соответственно, постепенное выравнивание уровня жизни в регионах.

Пока же это выравнивание происходит за счет так называемых региональных "трансфертов". Дополнительные деньги на эти цели правительство выделило накануне: как сообщил в понедельник заместитель председателя правительства РФ Александр Жуков, уже в текущем году будет перечислено 24 млрд. рублей на финансовую помощь регионам - соответствующая поправка к бюджету уже внесена в Госдуму. Кроме того, дополнительно в проекте бюджета-2005 заложено на финансирование региональных бюджетов 30 млрд. рублей. Правительство также поддержало инициативу депутатов увеличить с 1 июля 2005 года минимальный размер оплаты труда (МРОТ) до 900 рублей. "Правительство считает это главной задачей следующего года и изыщет финансовые ресурсы для того, чтобы обеспечить повышение МРОТ", - заявил Жуков. "Повышение МРОТ будет происходить так быстро, как будет складываться ситуация в экономике России".