С учетом традиций
Один из главных ресурсов любого государства – жизненная активность его граждан. Разбудить ее делались попытки и в царскую пору (было такое с началом земской реформы Александра II), и в более поздние времена. Новый закон о местном самоуправлении, призванный мобилизовать население на социальную деятельность, вступает в действие с января 2006 года.Это не так далеко, как кажется, заверили меня в административно-контрольном управлении областной администрации, если учесть, какой тщательной предварительной работы на сей раз потребовало введение в игру новых правил. Необходимо было все подробнейшим образом просчитать, чтобы минимизировать потери, почти неизбежные при любом реформировании, ломке, перестройке. Например, законом предписано создание множества, по сравнению с сегодняшним административным делением на районы, самоуправляемых территорий – сельских и городских поселений. И в каждом – исполнительная власть и представительная, а это расходы. – В первоначальном варианте у нас получалось около 150 территорий, – поясняет Сергей Березкин, начальник административно-контрольного управления областной администрации. – Но в итоге всех согласительных процедур мы имеем 74 городских и сельских поселения, 17 муниципальных округов в границах существующих сегодня и два городских округа – Ярославль и Переславль-Залесский. Закон, если его внимательно изучить, довольно мягко трактует ряд позиций, оставляя место для маневра с учетом региональных особенностей.Тем не менее есть требования, которые не обойти при составлении новой территориальной сетки. Это, в частности, необходимость обеспечить для жителей пешую возможность в течение одного рабочего дня добраться от своего дома до центра сельского или городского поселения и транспортную доступность, опять же в течение рабочего дня, до центра муниципального района. Потому и пришлось с учетом и этого, и источников доходов для каждой территории, и сложившихся традиций все не по одному разу просчитывать и перекраивать. Последовали ряд консультаций с главами администраций сегодняшних районов, советы с аналитиками, финансистами. Приходилось учитывать и социальную инфраструктуру и коммунальную, а также число предприятий и фирм, способных составить налогооблагаемую базу территории, иначе самоуправление может стать весьма зависимым от внешней помощи – и тогда какое уж это самоуправление.Вообще-то специалисты, работавшие с региональным проектом, убеждены, что вслед за этим законом должны последовать и новые редакции Бюджетного и Налогового кодексов, где были бы прописаны общие принципы перераспределения доходов, чтобы тем же руководителям местных органов самоуправления, особенно сельских, где нет доходных предприятий, не приходилось стоять с протянутой рукой.Город - тоже поселение
Итак, проект новой территориальной схемы области практически сформирован. Соответственно федеральному закону, она будет двух уровней. Первый – это сельские или городские поселения. Второй уровень – муниципальный район, который объединяет несколько поселений. К этой категории можно отнести и городские округа. Непростым оказался вариант решения по второму по величине крупному промышленному центру области – городу Рыбинску. По областному закону "Об административно-территориальном устройстве Ярославской области и порядке его изменения" от 2002 года Рыбинск составляет единое административное целое с окружающим его сельским районом. А условия нового федерального закона о местном самоуправлении предписывают, чтобы все необходимые переустройства проводились бы в рамках тех границ, которые имеют существующие сегодня административные округа. Получается, что хотя и отвечает Рыбинск всем требованиям для создания самодостаточного городского округа, но просто так отделить его от района и дать этот статус не получается – не позволяет областной закон. В нем предписано, что предварительно необходимо провести референдум – отдельно в городе и отдельно в сельском районе. И по его результатам уже выносить решение. Но и тут есть существенная закавыка: формирование новой схемы местного самоуправления должно быть завершено к январю 2005 года, а процедура референдума требует как правило около полугода. "Но положение совсем не критическое, – считает Сергей Березкин, – ведь к этому вопросу всегда можно будет вернуться и позже и организовать все без горячки и спешки. Тем более что интересы города и сейчас практически не пострадают".Так что скорее всего Рыбинску предстоит стать пока городским поселением. Зато в свою очередь статус городского поселения, в зависимости от плотности населения, получат не только районные города, но и крупные села, и рабочие поселки. Наиболее частое сочетание: райцентр в качестве городского поселения и плюс к нему еще три-четыре сельских поселения. Так, например, получилось в Любимском, Мышкинском, Первомайском районах. Больше всего поселений – восемь – планируется образовать в одном из наиболее развитых районов – Ярославском. Чисто сельских районов в области будет лишь четыре.От реформы глава не меняется
По мнению Сергея Березкина, поскольку существующие органы местного самоуправления в области в большинстве своем избраны не так давно, то главы муниципальных округов и представительных органов очевидно так и будут работать дальше, это позволяет действующее законодательство. Правда, реальная ситуация для них все равно меняется: если раньше, скажем, руководитель района был главой одной административной единицы, то теперь становится во главе нескольких сельских и городских поселений. И полномочия будут несколько другие – часть их отходит этим территориям. А соответственно меняется и статус, и степень влияния на те или иные процессы. Зависеть это будет и от того, какова будет налоговая база, и от того, как будет работать представительный орган. Закон предусматривает и прямые выборы депутатов будущего собрания представителей муниципального района, и делегирование в него из состава собраний представителей нижнего уровня. Но это уже вопросы завтрашнего дня.А пока важно завершить первый этап – территориальное формирование.Кстати, по признанию специалистов, работавших с региональным проектом, очень помогло им в нарезке территорий то, что Ярославская область обладает хорошей сетью дорог (особенно число их прибавилось в последние годы, когда была задействована губернаторская программа по строительству дорог). Единственное неудобство – зачастую дороги прокладывали к райцентру, а сейчас приходится думать, как это было, к примеру, в Тутаевском районе, как связать между собой два соседних села. Весьма кстати оказалась при решении социальных проблем, в частности, образовательных, действующая не первый год и охватившая практически все районы система доставки учеников к базовым образовательным учреждениям "Школьный автобус". Во всяком случае, тут уже препятствий не возникало – оставалось разве что где-нибудь уточнить маршрут автобуса.Теперь впереди – рассмотрение проекта депутатами областной думы.