Среди пары сотен государств, существующих в современном мире, пожалуй, лишь Сингапур несет на себе столь явственный отпечаток личности своего создателя, воплощает суть его политики, которая привела к процветанию уже не одну страну Азии, получив наименование "просвещенный авторитаризм".
Биография Ли Куан Ю почти целиком совпадает с историей успеха основанного им города-государства, превзошедшего славу своего средневекового аналога - Венеции. Республика площадью на треть меньше Москвы (640 квадратных километров), не имеющая ни сельского населения, ни каких-либо природных ресурсов, вынужденная ввозить даже воду, ежегодно экспортирует почти вдвое больше товаров, чем Россия с ее нефтью и газом.
За сорок лет независимости Сингапура его валовый внутренний продукт на душу населения увеличился в пятьдесят раз и перевалил за 25 тысяч долларов. По этому показателю "современная Венеция" уступает лишь Соединенным Штатам, Японии и Германии. Она также славится низкими налогами, полной занятостью и большими валютными резервами (по 20 тысяч долларов на каждого сингапурца).
Когда говорят об экономическом чуде, которое вслед за Японией совершили "четыре малых азиатских дракона", эта метафора в наибольшей степени относится именно к Сингапуру. Ведь стартовать ему было куда труднее, нежели Южной Корее, Тайваню и даже Гонконгу.
Впечатляющая история азиатского города-государства доминирует в биографии Ли Куан Ю. Он изучал право в Кембридже, начал карьеру как адвокат. В середине 50-х годов, на гребне борьбы против британского колониализма Ли Куан Ю основал Партию народного действия, почетным главой которой он остается поныне.
Когда Сингапур с 1965 года стал независимым государством, его первый премьер-министр Ли Куан Ю оказался перед сложнейшей задачей выбора пути. Сингапур возник как "азиатский Гибралтар". Он был типичным колониальным портом, который пробавлялся доходами от британской военно-морской базы, а также служил перевалочным пунктом и товарной биржей для сырья, которое вывозилось из Азии в Европу.
Однако традиционная роль форпоста империи исчерпала себя как раз в годы обретения независимости. Англичане свернули свое военное присутствие "к востоку от Суэца". Мини-государство, не наделенное природой ничем, кроме выгодного географического положения на стыке Индийского и Тихого океанов, должно было определить собственную стратегию развития.
Бессменно возглавляя правительство с 1965-го до 1990 года, Ли Куан Ю обеспечил Сингапуру не только выживание, но и процветание. В его экономической стратегии можно выделить два момента. Во-первых, он заговорил о глобализации задолго до того, как этот термин вошел в мировую моду. В отличие от многих азиатских соседей, например Индии, Сингапур не побоялся широко распахнуть двери для ведущих транснациональных корпораций. Это позволило быстро поднять технологический уровень производства, использовать отлаженные каналы сбыта продукции.
Вторым слагаемым успеха стало формирование компетентной и неподкупной администрации для жесткого государственного регулирования экономики (которое многие на Западе критикуют как чрезмерное). При этом он разработал и успешно применил уникальный механизм мобилизации внутренних накоплений.
Сингапур стал городом небоскребов. Они толпятся вдоль побережья, заставляя море отступать. Бросается в глаза то, чего практически никогда не увидишь ни в Соединенных Штатах, ни в Японии, - новые жилые массивы. Даже москвича, знающего Крылатское и Строгино, в Сингапуре поражают комплексно спланированные многоэтажные микрорайоны.
Масштабность государственной программы жилищного строительства и такой безотказный источник ее финансирования, как ЦФС, сделали строительную индустрию мощным двигателем экономического развития Cингапура.
Сингапурское экономическое чудо - результат успешного осуществления своеобразной модели жилищно-коммунальной реформы. За четыре десятилетия независимости более 90 процентов сингапурцев переселились в построенные государством многоквартирные жилые дома. Причем 80 процентов семей уже выкупили это жилье в личную собственность. Именно порожденный жилищно-коммунальной реформой строительный бум стал локомотивом, который позволил экономике Сингапура набрать стремительные темпы развития и повторить японское послевоенное экономическое чудо.
Как только Сингапур стал независимым, там появилось государственное учреждение, которое в корне изменило облик азиатского порта, условия жизни его обитателей. Это - Управление жилищно-коммунального хозяйства (УЖКХ). В наши дни дом для сингапурца - это просторная современная квартира со всеми удобствами в жилом массиве, который построен государством на государственной земле.
Плотность населения в городе-государстве приближается к 5000 человек на квадратный километр. Поэтому при решении жилищной проблемы Ли Куан Ю сделал упор на высотную застройку, на комплексные микрорайоны в 20-25 этажей. С 1965 года УЖКХ построило около 800 тысяч квартир. Как же удается правительству Сингапура финансировать столь впечатляющую строительную программу? И как можно было сделать государственные квартиры настолько доступными по цене, что более 80 процентов семей выкупили их в личную собственность?
Ключом к решению обеих этих проблем служит любимое детище Ли Куан Ю - Центральный фонд сбережений (ЦФС). Каждый сингапурец обязан ежемесячно отчислять туда 20 процентов своего заработка. Столько же каждый месяц переводит на его счет наниматель. Вместе эти взносы составляют значительную сумму, равную 40 процентам фонда заработной платы.
Сбережения в ЦФС не облагаются налогом, в инвестиционном банке на них ежегодно начисляются проценты. Достигнув 55-летнего возраста, сингапурец получает всю эту сумму на руки. Но еще до ухода на пенсию он вправе использовать три четверти сбережений в ЦФС, дабы приобрести квартиру, а четверть - чтобы при необходимости оплатить лечение в больнице.
Льготами государственной программы жилищного строительства вправе пользоваться только граждане Сингапура, причем люди с доходами не выше определенного уровня, не имеющие недвижимости. Чтобы получить квартиру, достаточно накопить в ЦФС 20 процентов ее стоимости, а остальное внести в рассрочку. С целью ускорить покупку квартиры родители и дети, братья и сестры могут объединять средства, которые они накопили в ЦФС. Если через пять лет после въезда построенная государством квартира полностью оплачена, ее можно продать по рыночной цене без всяких ограничений.
Имея в штате всего 12 тысяч человек, Управление жилищно-коммунального хозяйства справляется с огромным объемом работ по строительству и эксплуатации потому, что распределяет на открытых торгах подряды на все виды коммунального обслуживания, включая водоснабжение, канализацию, вывоз мусора, стрижку газонов, содержание автостоянок. Оно сохраняет в своих руках лишь эксплуатацию 12 тысяч лифтов, чтобы обеспечить их бесперебойную работу в многоэтажных домах и не допустить несчастных случаев.
Благодаря ЦФС Сингапур стал страной с самой высокой в мире долей сбережений - 48 процентов валового внутреннего продукта. В Центральном фонде сбережений ныне накоплено более 60 миллиардов долларов. Это позволяет не только вести жилищное строительство, но и развивать здравоохранение, оплачивать пенсионные программы. Такой метод во многих отношениях лучше, нежели финансировать социальные статьи из бюджета, то есть за счет налогов. Ведь налогоплательщику трудно проследить, что происходит потом с его деньгами. А клиент ЦФС всегда знает сумму своего вклада и может использовать ее по своему усмотрению.
Масштабность государственной программы жилищного строительства и такой безотказный источник ее финансирования, как ЦФС, сделали строительную индустрию мощным двигателем экономического развития Сингапура. Замысел Ли Куан Ю полностью оправдался. Именно опыт возведения многоэтажных жилых массивов позволил теперь частным строительным фирмам включиться в "гостиничный бум", благодаря чему Сингапур может с комфортом принимать до шести миллионов туристов в год (число, вдвое превышающее население города-государства).
Город-государство, расположенный на стыке Индийского и Тихого океанов в 136 километрах от экватора, иногда называют "западными воротами Востока и восточными воротами Запада". Его продувают сквозняки различных влияний, что всегда беспокоило отца-основателя Ли Куан Ю. Пожалуй, именно в духовной, или, говоря привычным для нас языком - в идеологической области, его "просвещенный авторитаризм" особенно часто вызывает критику на Западе. Там сетуют, будто сингапурцы живут в золотой клетке, что им по западным меркам слишком многое запрещают, даже нарушают права человека.
Сингапур действительно представляет собой полуторапартийную систему, где Партия народного действия неизменно доминирует в политической жизни, а несколько депутатов от оппозиции не меняют сути картины. Но в западных столицах критикуют не столько сингапурскую политическую систему, сколько жесткие меры, которыми Ли Куан Ю поддерживает высокую нравственную и общественную дисциплину, стремится оградить своих соотечественников, особенно молодежь, от чуждых заморских влияний.
"Просвещенный авторитаризм", то есть твердая рука государства в период модернизации и структурной перестройки экономики, адаптации общества к рыночным отношениям, проявил себя в послевоенной Японии, в Южной Корее, на Тайване, да и в Китае эпохи реформ. Как видно, "просвещенный авторитаризм" привел к благосостоянию уже не один народ Восточной Азии.