Кто поможет автономиям?

Ведь 4 января 2004 года в президентских выборах в Грузии (вернее, в той части, которая от нее осталась) автономии участия не принимали и, соответственно, не признали их результатов. Следовательно, юрисдикция нового президента теперь не только де-факто (как это было при Шеварднадзе), но уже и де-юре не распространяется на Абхазию и Южную Осетию. Таким образом, выборы, не проведенные и не признанные в этих бывших частях экс-советской Грузии, сделали их, по существу, самостоятельными, независимыми от Тбилиси субъектами международного права.

Американцы никогда не смогут, а главное, не захотят военной силой загнать автономии под знамена Саакашвили.

Эта ситуация - качественно иная по сравнению с той, которая существовала в Грузии в последние 10 лет. Да, конечно, и в этот период Цхинвали и Сухуми фактически не подчинялись Тбилиси. Но Тбилиси все равно полагал и убеждал весь мир в том, что автономии - неотъемлемые части территории Грузии. И весь мир, включая Россию, это подтверждал. В международно-правовом смысле автономии считались "мятежными республиками" (регионами) Грузии, и такой их "мятежный" статус считался временным.

Тбилиси де-факто отделился от автономий

Сегодня на посту президента страны находится М. Саакашвили, который пришел к власти в результате выборов, не признанных автономиями. Если новые лидеры Грузии на это закрывали глаза, значит, они сами де-факто отделили автономии от основной территории Грузии и кардинально изменили к ним отношение: для них автономии стали уже не "мятежными республиками", а фактически независимыми государствами. Ведь нельзя было назначать выборы на пост высшего руководителя страны, не договорившись о том, что они будут проходить на всей территории этой страны. И если даже предположить безумный вариант действий со стороны Тбилиси - попытку подавления "мятежных провинций" военной силой, то этот вариант возможен был только до 4 января 2004 г. Ибо после этого махать кулаками уже поздно: выбранный в Тбилиси президент не признан ни в Абхазии, ни в Южной Осетии.

При всей ненависти к Э. Шеварднадзе он был признанным президентом всей Грузии. И если до выборов президента военные операции Центра против "мятежной" периферии (при всей физической невозможности их осуществить) все же могли иметь хотя бы видимость легитимности: центр "усмиряет" мятежников, то после выборов уже никто - ни Европа, ни США, ни ООН, ни ОБСЕ, ни другие организации - никогда не согласится с "законностью" возможных военных действий Тбилиси против уже де-факто ставших независимыми новыми государствами.

Не "розовая" революция, а государственный переворот

Конечно, у новых лидеров Грузии не было выхода. 22 ноября в Тбилиси произошла, конечно, не "революция роз", а государственный переворот. Нет сомнений и в том, что в ходе ноябрьских парламентских выборов их результаты фальсифицировали все - и правительство, и оппозиция. Но оппозиция, не имея кворума в парламенте, взбудоражив народ, опираясь на внешние силы, оказала наглое силовое давление на законно избранного президента страны и вынудила его уйти в отставку. После этого путчисты аннулировали итоги выборов, но только наполовину: в каждом конверте находилось два бюллетеня - один партийный, другой - мажоритарный. Первый они аннулировали, а второй оставили в силе. Далее они созвали старый парламент и назначили и.о. президента председателем этого парламента. Но парламент-то уже был нелегитимен! По конституции, он должен был быть распущен, он уже не существовал. И принятые им решения были юридически ничтожны. Конституционный строй был грубо попран.

Кто платит, тот и заказывает музыку

На этом фоне не вызывает ни малейшего удивления поведение лидеров автономий, включая Абашидзе: они не могли поддержать людей, которые нарушили конституцию и свергли государственную власть. Ибо в их глазах эти люди - не кто иные, как просто самозванцы. И вот эти самозванцы, поправшие конституцию, теперь, ссылаясь на ими же попранную конституцию, провели выборы 4 января, не считаясь с мнением законно избранных лидеров автономий! Позиция "революционеров" была предельно ясна: они сами понимали свою нелегитимность и хотели как можно скорее стать легитимными. Именно поэтому, несмотря на свой откровенно прозападный курс, Саакашвили и его соратники изо всех сил цеплялись за Москву, пытаясь получить ее поддержку в качестве источника этой легитимности. Поэтому они и хвалили Владимира Путина и даже Игоря Иванова. Последнего в Грузии уже прозвали "черным принцем" российской политики. Но это тактика, которой они следуют лишь сегодня. А стратегически они опираются на другой внешний ресурс - американский. Других ресурсов у них, как они полагают, нет. Ведь даже зарплату новые лидеры Грузии получают из бюджета госдепартамента США и Фонда Сороса.

На волне национализма и обещаний щедрой американской помощи М. Саакашвили в Тбилиси в президенты прошел. Но в Абхазии и Южной Осетии его, конечно, не признают. Ведь голосования там не было. Получается, что "младогрузины", свергнув Шеварднадзе и проведя выборы 4 января, подписали себе смертный приговор. Ибо тем самым они окончательно и бесповоротно развалили Грузию. Теперь даже вариант конфедерации автономии обсуждать не будут. "Младогрузины" просто вытолкнули их из любого возможного государственного образования с Тбилиси.

Наивны расчеты на американцев, которые, разумеется, никогда не смогут, а главное, не захотят военной силой загонять автономии под знамена Саакашвили. Более того, когда они окончательно убедятся, что с действиями этого лидера отнюдь не связана стабилизация ситуации в Грузии, то, не колеблясь, отступятся от него. Для американцев главное - обеспечить стабильность в регионе. Но, поддерживая Саакашвили, они, похоже, совершают крупный просчет. Ведь вопрос об автономиях (а теперь уже независимых государствах) встал перед новым президентом на следующий день после выборов. Саакашвили и сам обещает решить эти проблемы "любым возможным путем". Но из всех путей мыслим только один - силовой. Но он-то как раз и невозможен.

Существует ли государство Грузия?

Сегодня положение дел следующее: Грузии как территориально-целостного государственного образования не существует. Но все делают вид будто она существует. Лидеры автономий ездят в Москву как самостоятельные президенты, премьер-министры, руководители ведомств. Визовый режим, вероятно, будет отменен Москвой в отношении Абхазии и Южной Осетии. Тбилиси будет направлять Москве официальные протесты, жаловаться в ООН, ОБСЕ, Совет Европы и прочее. Все эти протесты и жалобы будут проигнорированы. Разве что посол США дружески пожурит Россию и попросит "не поощрять сепаратизм". Но эта мягкая критика, как всегда, будет бить мимо цели, ибо "сепаратизм" после 4 января уже перестал быть таковым: "сепаратисты" стали лидерами самостоятельных - пусть и непризнанных - государств.

Россия прирастет кавказскими землями?

В этой ситуации самое щекотливое положение сейчас у России. Отвернуться от этих новых государств она не может, хотя бы по гуманитарным соображениям: ведь понятно, что как самостоятельные государства, без мощной экономической, военной и политической поддержки России, они существовать не могут. Заставить их вернуться в Грузию не сможет никто, даже Москва. Но ведь вечно существовать в международно-правовом вакууме эти государства также не смогут. Кто-то будет вынужден - с санкции международного сообщества или без нее - взять их под свою опеку. И нет другого государства, кто мог бы это сделать, кроме России. Отсюда единственный выход из положения - ассоциированное членство новых государств с Россией. Такое решение было бы и морально, и исторически справедливым. Ведь ни Абхазия, ни Южная Осетия, ни Аджария не являются частями исторической Грузии. Они входили в состав лишь Грузинской Советской Социалистической Республики - искусственно сколоченного образования большевиков. Возвращение сейчас всех желающих в лоно российской цивилизации хотя бы в качестве ассоциированных членов Российской Федерации было бы не только справедливым, но и естественным шагом и для них, и для России.

Конечно, желательно было бы договориться об этом с ООН и ОБСЕ, а главное - с США. Но если этого не получится - не беда. Все равно обеспечивать стабильность на Кавказе, кроме России, больше некому. Да и нет другой страны, которая в такой стабильности была бы заинтересована больше, чем сама Россия. Если же Грузия (по крайней мере, в лице ее нового руководства) желает стать протекторатом США, то Россия не должна возражать против этого. Стабильность на этой оставшейся территории Грузии, вероятно, также была бы в этом случае обеспечена. Беда только в том, что американцы на это никогда не пойдут. У них своих проблем хватит в Ираке и Афганистане.