- Сергей Иванович, по сравнению с двадцатилетним Жилищным кодексом РСФСР действующий Градостроительный кодекс РФ еще совсем молодой - 1998 года рождения. За что его-то в отставку?
- Несмотря на формальную новизну, действующий Градостроительный кодекс сохранил в своем содержании подходы, оставшиеся от прежней системы. Чем больше мы работали над изменениями в нем, связанными с формированием рынка доступного жилья, тем отчетливее понимали, что полумерами не обойтись.
Новый документ принципиально отличается от действующего. Прежде всего рассматривается не только точечное градостроительство, но в целом территориальное планирование. Во главу угла ставятся правила землепользования и застройки как основной нормативный акт. Причем по отдельным процедурам он обсуждается с общественностью, и только после этого утверждается муниципалитетом. В проекте закона о введении Градостроительного кодекса назван семилетний срок, в течение которого все муниципальные образования должны обзавестись такими правилами. Их обойти уже никак не получится.
- Имеются в виду только города?
- Нет. Речь идет обо всех муниципальных образованиях от мала до велика, будь то областной центр или населенный пункт с несколькими тысячами народа. Орган местного самоуправления всегда должен иметь под рукой этот документ и руководствоваться только им при выборе стройплощадок для тех или иных целей. Здесь жилой район, там промзона, тут парковый комплекс.
Строительного кодекса как такового нет и не предвидится. Но его в полной мере заменяет предлагаемый законопроект, определяющий от "а" до "я" обязанности всех участников строительного процесса и персонифицирующий ответственность проектировщиков, подрядчиков, заказчиков за результаты труда.
- Стало быть, их и без того нелегкая жизнь еще больше усложнится?
- Поскольку правила землепользования и застройки обсуждаются публично и тем самым подвергаются всесторонней общественной экспертизе, постольку на федеральном уровне экспертную оценку будут получать только технически сложные, уникальные и опасные объекты. Тем самым устраняется дублирование, упрощается процедура, убираются барьеры на пути хождения по мукам строителей.
В значительной степени сокращается и надзор за строительством. Пока состязаются две точки зрения: осуществлять надзор с федеральных высот либо оставить эту функцию субъектам Федерации. Разработчики, и я в том числе, склоняются ко второму варианту. Надеюсь, что на парламентских слушаниях в октябре и в ходе подготовки ко второму чтению будет найден оптимальный вариант.
Вообще же новый кодекс очень сложен в силу своего ключевого и всеобъемлющего значения. Он затрагивает интересы целой строительной отрасли, всех территорий и органов местного самоуправления, наконец, всего населения. Впервые общественность будет решать как развиваться, какой быть ее малой родине.
Статья 23 Градостроительного кодекса так и называется "Участие общественности в подготовке проектов правовых актов территориального планирования". В практику входят публичные слушания. В обязательном порядке они проводятся, например, при размещении объектов, зоны вредного воздействия которых распространяются на территорию муниципального образования либо при изменении административных границ муниципалитета. Без публичных слушаний нельзя принять генеральные планы поселений и городских округов или внести в них изменения и дополнения.
- Известно ли, как относится само население к законопроекту?
- В течение всего лета наша рабочая группа проводила встречи в общественностью, опросы, социологические исследования. Проект с поправками после первого чтения был разослан в субъекты Федерации и муниципальные образования с просьбой довести предлагаемые новации до сведения жителей регионов. Жилищный и Градостроительный законопроекты опубликованы в специализированной печати. Откликов получено множество, очень интересных. Например, по предложению архитектурной общественности в кодекс внесено понятие уполномоченных органов по градостроительству в муниципальных образованиях и субъектах Федерации. Население-то принимает и понимает нововведения.
Сопротивление мы встречаем в профессиональном строительном сообществе и у чиновников разного уровня.
- Почему?
- Неохота расставаться со старой привычной системой. Проще двигаться по инерции, заставляя инвесторов обивать пороги инстанций, зачастую не с пустыми руками. Мы-то предлагаем принципиально иное. Инвесторам должны предлагаться на торги готовые площадки под застройку. Чиновники сами должны проявлять инициативу.
- Много шуму наделало выявление в ближнем Подмосковье и пригородах крупных промышленных центров самодеятельного строительство "элитных" коттеджей в природоохранных зонах. В кодексе предусмотрены меры по предотвращению таких фактов?
- Сомневаюсь, что у владельцев коттеджей и дач не было разрешений. Но получены они были от того или иного физического лица. В новом кодексе четко прописана вся процедура землеотвода. Шаг вправо или влево считается нарушением закона. Конкретное должностное лицо может действовать строго в рамках правил землепользования и застройки, не допуская отклонений от них. В этом также содержится принципиальное отличие предлагаемого от действующего Градостроительного кодекса.
Приобретая землю или арендуя ее под строительство, застройщик получает градостроительные и технические регламенты. Он должен четко знать какими ограничениями обременен понравившийся ему участок: по этажности, размерам ("красная линия"), даже по цвету фасадов. Его обязаны проинформировать о возможностях имеющихся тепло-электро-водо- и газоснабжения, канализирования. Хочешь строиться прямо у уреза водоема? Пожалуйста. Но учти в проекте природоохранные экологические требования. Такое строительство окажется несравненно дороже и заставит задуматься о его целесообразности.
Законопроектом предусмотрено, что при отсутствии правил землепользования и застройки предоставление земельных участков для строительства, изменение разрешенного использования земельных участков и иных объектов недвижимости не допускаются.
Новый Градостроительный кодекс делает перспективы развития территорий абсолютно прозрачными для населения, закрывает лазейки коррупционерам.