- Потому и приехали в Беларусь, что здесь еще со времен СССР трамваю и троллейбусу уделяется особое внимание, - рассказал корреспонденту "СОЮЗа" президент Международной ассоциации городского электротранспорта РФ Юрий ГОРЛИН. - Тем не менее главная проблема у нас общая - недостаточное финансирование из местных бюджетов, поскольку общественный транспорт в государствах СНГ, как и во всем мире, не окупается. В итоге в 6 российских городах трамвай уже закрыли, еще в 12 близки к этому.
Трамвай - самый неутомимый трудяга на пассажирских линиях, в час перевозит до 10 тысяч человек. Без него не обходится ни один крупный европейский город. Когда развалился Советский Союз, Минску также было не до трамваев. Технический парк катастрофически старел, запчастей взять было неоткуда - Рижский вагонзавод, поставлявший трамваи в Минск, закрылся. Так что общее их количество сократилось в городе примерно с 220 до 150 (еще около 100 вагонов работают в Витебске). Чтобы спасти положение, пришлось даже закупить в Германии несколько подержанных машин. Но есть и другие цифры, говорящие о тенденции к возрождению в Беларуси былой популярности трамвая. В последнее время до десятка вагонов в год обновляется. И что важно, в основном они отечественного производства.
Для многих участников конференции, кстати, это было в новинку. Ведь завод "Белкоммунмаш" специалисты с советских времен знали как ремонтное предприятие. Но когда основные производители троллейбусов и трамваев в странах СНГ "легли", заводу при поддержке городских властей пришлось взяться за разработку и выпуск этой техники. На базе своих автобусов начал выпуск троллейбусов и Минский автозавод. Так что по улицам многих белорусских городов сегодня курсирует электротранспорт, процентов на 80 состоящий из отечественных узлов, материалов и деталей. Машины успешно работают также в Москве и Казани, Риге и Белграде.
Особенно гостям Минска понравился экспериментальный сочлененный трамвай, вобравший, кажется, все новейшие достижения техники. Судя по всему, впечатлил он в свое время и московского мэра Юрия Лужкова. Ведь именно он стал одним из инициаторов крупнейшего коммунального российско-белорусско-украинского проекта, цель которого - создать и наладить производство трамвая европейского уровня.
- Эта идея уже одобрена руководством столиц трех наших стран, - сообщил генеральный директор завода "Белкоммунмаш" Иван САФОНОВ. - Сейчас идут переговоры, уточняются технические и финансовые аспекты проекта. С Киевом мы уже заключили контракт на изготовление одного образца. Работа ведется за счет средств местных бюджетов, но вопрос о финансировании, очевидно, будет обсуждаться и на правительственном уровне.
Пока трудно в подробностях рассказать, каким будет трамвай, создаваемый усилиями трех стран. Но общие его характеристики заместитель генерального директора завода "Белкоммунмаш" Владимир НИКОЛАЕВ назвал: более скоростной и вместительный, экологически безопасный, менее шумный и, возможно, без пантографа на крыше. К слову, под стать новинке в Минске по так называемой бесшпальной технологии строится трамвайная линия, она и позволит реализовать все преимущества оригинального городского электропоезда.