Проект 677 явился логическим развитием одного из самых удачных проектов дизельных подлодок ХХ века - знаменитой "Варшавянки". Рождалась новая субмарина в питерском ЦКБ МТ "Рубин" под руководством генерального конструктора Юрия Кормилицина.
Лодки серии "Лада" будут существенно отличаться от своих предшественниц оригинальной архитектурой корпуса, новизной практически всех конструкций, устройств, оборудования, механизмов, применением большого количества новых материалов. На субмарине - больше 170 приборов и систем, которые до сих не выпускались в России. Лодка имеет совершенную систему навигации. Уникальное оборудование обеспечивает безопасность судовождения, а также позволяет экипажу субмарины быстро и с высочайшей точностью наводить оружие на цель.
Впервые при проектировании подводной лодки использовались технологии, применявшиеся ранее только в аэрокосмической промышленности. Благодаря этому, например, навигационная система весит всего 50 килограммов. Лодка "Санкт-Петербург" имеет гидроакустическое покрытие нового типа, которое обеспечивает повышенную скрытность. Специально для серии "Лада" разработан новый силовой электродвигатель, который даже на полной мощности работает практически бесшумно. Во всяком случае, как говорят специалисты, если положить руку на корпус электродвигателя, то невозможно определить, вращается ротор или нет - вибрация полностью отсутствует.
Первая в четвертом поколении подлодка уникальна еще и тем, что она дешевле в производстве, проще в эксплуатации и в утилизации. Конструкторы отмечают, что среди неатомных субмарин "таких мощных, скоростных - по дальности плавания и глубине погружения - в мире нет".
После торжественного митинга настоятель Николо-Богоявленского морского собора отец Богдан освятил "Санкт-Петербург", а затем об ее корму разбили бутылку шампанского. Перед спуском на воду подлодки "Санкт-Петербург" рабочие предприятия положили на стапеля монетки, а после прохождения лодки по традиции забрали приплющенные монетки себе на память.
В церемонии принимали участие губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко, руководители ЦКБ МТ "Рубин", заместитель главнокомандующего ВМФ РФ вице-адмирал Смоляков, вдова командира АПЛ "Курск" Ирина Лячина.
Досье "РГ"
Водоизмещение подлодки - 1765 тонн, длина - 67 метров, ширина - 7,1 метра, скорость подводного хода - 21 узел, надводного - 10 узлов, предельная глубина погружения - 300 метров, автономность - 45 суток. Экипаж - 35 человек. Лодка оснащена шестью торпедными аппаратами калибра 533 миллиметра (боекомплект - 18 торпед).