Требования бастующих обсудят на высшем уровне

В том, что федеральный бюджет справится со "своими" бюджетниками - теми, кто работает в организациях федерального подчинения, - сомнений нет. Но это только пятая часть всех медиков, педагогов, соцработников. Большинство же зарплату получают из региональных источников, а потому основным остается вопрос: "потянут" ли такую нагрузку бюджеты субъектов? Профсоюзам бы очень хотелось, и этот пункт был "забит" в перечень их требований, чтобы правительство гарантировало выполнение обязательств по индексации зарплат регионами в полном объеме. Но такая позиция в корне противоречит Закону о разграничении полномочий между Центром и субъектами Федерации, который вступит в силу с 2005 года.

Москва "слезам" губернаторов о дырявых бюджетах уже давно не верит - слишком типичным у нас является такое нарушение финансовой дисциплины, как нецелевое использование средств. В минфине помощь, конечно, обещают, но только в части "экономически обоснованной", если недостаток средств возникнет "по объективным причинам". Объем трансфертных потоков из Центра вырастет, по планам на бюджет-2005, процентов на 8, а расходы по статье "зарплата" - где-то на треть. Поэтому ясно: губернаторам придется крутиться в первую очередь самим.

Ключевой момент - межбюджетные отношения: чего, кому, сколько и на каких условиях, по каким правилам. Все это должно быть (есть такая договоренность) - обкатано на трехсторонней комиссии.

- Мы ждем заседания РТК, - сказал корреспонденту "РГ" исполнительный секретарь профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ Николай Урвачев. - Окажет ли минфин финансовую помощь субъектам Федерации и в каком объеме? Будем считать. Мы приостановили забастовку для обеспечения нормального переговорного процесса.

На самом деле максимум, к которому в ходе переговоров приложила твердую руку "Единая Россия", уже достигнут - это второе повышение с июля, которое первоначально не планировалось. В пресс-службе Минфина России "РГ" вчера подтвердили: в настоящий момент в министерстве никаких документов по повышению зарплаты бюджетникам в текущем году не готовится. Индексация пройдет с 1 января 2005 года на 20 процентов - в точных рамках проекта федерального бюджета-2005.

Между тем в некоторых регионах не особенно ждут, чем закончатся "бодания" в Москве. В Свердловской области, к примеру, зарплаты бюджетникам уже в этом году росли дважды - с 1 июля на 10 процентов и еще на 10 - с 1 октября. А в начале 2005-го пройдет еще одна индексация. Так что в екатеринбургских вузах забастовки практически не случилось: правда, преподаватели не читали студентам профильные лекции, а обсуждали с молодежью ситуацию в образовании в целом.

Социальное партнерство, введенное законодательно (в Трудовом кодексе, напомним, этому посвящен отдельный раздел), обязывает работников (их представляют профсоюзы) и работодателей (в случае с бюджетниками их представляют органы исполнительной власти соответствующего уровня) решать основные вопросы по трудовым отношениям совместно. Но сделать так, чтобы диалог не превращался в диктат какой-либо из сторон, - это зависит и от конкретных лидеров, ведущих переговоры, и от тех ресурсов, которыми располагают обе стороны. И - не в последнюю очередь - от желания договориться.

В той же Свердловской области индексация не свалилась с неба. Тут профсоюзы тоже крепко "работали" с администрацией, предпочитая противостоянию и угрозам вывести народ "на баррикады" бесконечные встречи за "круглым столом". В результате, когда в других областях 20 октября шли митинги, в Екатеринбурге было заключено соглашение между исполнительной властью, Союзом промышленников и предпринимателей и профсоюзами об обязательном повышении зарплаты и в 2005 году, сохранении всех квалификационных надбавок и удвоении их в будущем году, сохранении абсолютно всех других надбавок и доплат, существующих в области. В том числе и 25-процентной доплаты тем бюджетникам, кто работает в сельской местности, а также льгот по оплате ЖКХ.

- Простыми забастовками добиться положительных сдвигов сложно, - считает председатель Свердловского обкома профсоюзов работников образования и науки Валерий Конышев. - С одной стороны, учимся не просить у власти, а требовать. С другой - не стесняемся идти на компромиссы.

- В первую очередь мы учли требования профсоюзов, перед тем как подписали соглашение между социальными партнерами, - говорит Галина Ковалева, первый зампредседателя правительства, министр экономики и труда Свердловской области. - Долго обсуждали формулу повышения: скрупулезно считали, какую индексацию можем себе позволить. Большую роль сыграли поступления налоговых платежей выше запланированного в областной бюджет. Подвели черту по итогам первого полугодия - стало понятно, что резервы для

дополнительного повышения зарплаты врачам и учителям есть. Главное, к чему стремимся, - сократить разрыв между зарплатой работников бюджетного и внебюджетного секторов.

В прошлом, 2003 году мы повысили зарплату 1 июля, а в целом по России, если помните, индексация прошла в октябре.

Наши решения - это компромисс между жесткими требованиями профсоюзов и финансовыми возможностями региона. Ничего невозможно в этом нет.

С тех пор как вступил в силу механизм о выплатах зарплаты работникам образования муниципальных образований через субвенции, нам стало гораздо проще выплачивать задолженности по зарплатам. Областной бюджет передает в субвенции эту заработную плату, а для остальных категорий бюджетников - врачей, работников культуры (их гораздо меньше) - необходимые суммы находят сами муниципалитеты. В первые месяцы 2004 года с задолженностями в нашей области было покончено.

Кому повысили зарплату?

Работникам образования Ленинградской и Новосибирской областей на 20 процентов с 1 октября 2004 года.

Кому обещают повысить зарплату?

Педагогам Московской и Рязанской областей на 20 процентов с 1 декабря 2004 года.