- Юрий Павлович, что означают "рыночные условия" для ЖКХ, где никакими указами не создать оптовый и розничный рынок воды, тем более канализации? Или это снова в большей степени вопрос либерализации цен?
- Для предприятий и организаций ЖКХ переход на работу в рыночных условиях означает прежде всего отказ от старых, неэффективных моделей хозяйствования, среди которых до сих пор присутствуют административный диктат, несбалансированные финансовые обязательства и даже экономический абсурд. К примеру, с 1997 года постоянно ведется речь об энергосбережении как главной составляющей коммунальной реформы, но тарифы как формировались по затратному принципу, так и формируются. Предприятие, реконструировавшее основные фонды и добившееся экономического эффекта, вместо того чтобы реально экономить средства и планировать дальнейшее развитие базы, вынуждено снижать тариф. На самом деле этого, конечно, никто не делал, но никто при таких условиях и не имел жгучего желания реально экономить. Вдобавок: чем выше затраты и тариф, тем больше оказывалась положенная предприятию сумма бюджетных дотаций на покрытие разницы в цене услуг для населения. Таким образом, сложилась порочная практика.
В феврале текущего года было принято постановление правительства РФ "Об утверждении Основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства", которое закрепило ряд важных положений. Во-первых, цены и тарифы на жилищно-коммунальные услуги должны утверждаться один раз в год до принятия местных бюджетов, а в случае необходимости они могут быть пересмотрены только с внесением соответствующих изменений в закон о бюджете. Во-вторых, постановлением закреплено требование об обязательной независимой экспертизе тарифов и открытости информации о порядке их утверждения.
Эти меры направлены главным образом на защиту прав потребителей. Теперь нормотворческую работу необходимо продолжить, защитив и права поставщиков услуг, инвесторов, которые готовы вложить средства в модернизацию объектов ЖКХ, но из-за слабой методики расчета тарифов и одновременно сильной политизации процессов тарифного регулирования не имеют возможности планировать возврат вложенных средств. Потребуются также и другие гарантии, без которых бизнес-структуры в ЖКХ не придут.
- И все же для конечного потребителя - населения рыночные услуги ЖКХ станут дороже?
- Там, где региональные и муниципальные органы власти в период проведения жилищно-коммунальной реформы соблюдали федеральные стандарты стоимости жилья и коммунальных услуг, тарифы возрастут только на 10-15 процентов или останутся прежними.
Постановлением правительства РФ от 26 августа 2004 года N441 "О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 год" утвержден с 2005 года стандарт уровня оплаты гражданами жилищно-коммунальных услуг в размере 100 процентов федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых услуг. В последние несколько лет этот стандарт удерживался на уровне 90 процентов.
Тарифы в большинстве регионов уже приблизились к экономически обоснованным затратам. В 2004 году в 54 субъектах Российской Федерации уровень оплаты был доведен до 90 процентов, то есть до установленного федерального стандарта, еще в 20 регионах он составил 80-85 процентов. С учетом решений, принимаемых на местах, среднесложившийся уровень составил 76,2 процента.
В то же время Федеральное агентство по строительству и ЖКХ обращает внимание региональных и муниципальных органов власти, которые в настоящее время являются главными регулирующими органами в сфере ЖКХ, что рост доли участия населения в покрытии затрат может происходить и без увеличения абсолютной величины тарифа, за счет проведения модернизации объектов, снижения затрат и сокращения потерь ресурсов. Особенно актуально это для коммунального теплоэнергетического хозяйства, где потери тепла доходят до половины и более.
В Омской, Тульской, Пензенской и других областях при переходе в небольших населенных пунктах с централизованного теплоснабжения на автономные блочные котельные или индивидуальные источники расходы на содержание систем резко сокращались.
В Амурской области эксплуатируется 1150 малоэффективных котлов с КПД 20-40 процентов. При проведении грамотной политики по модернизации хозяйства можно добиться ощутимого экономического эффекта.
Худшие времена роста тарифов мы уже пережили. Тарифы приближены к уровню окупаемости. Остался последний шаг. Сам по себе он принципиально важен, поскольку только сейчас мы расстаемся с понятием бюджетного дотирования предприятий ЖКХ, а значит, и с уравнительным подходом, когда за счет дотирования производителя услуг вода, тепло, обслуживание жилья удешевлялись для всех потребителей - и богатых, и бедных. Теперь будут дотироваться только действительно нуждающиеся в государственной поддержке семьи через предоставление адресных субсидий.
- Правительство предлагает внедрить новую систему социальной поддержки в сфере ЖКХ?
- На последнем заседании правительства РФ был поставлен вопрос о замене льгот при оплате жилищно-коммунальных услуг денежными выплатами по примеру прочих льгот. Но пока это только предположения.
Универсальная коммунальная "льгота", каковой является субсидия на оплату жилья и коммунальных услуг, остается. На нее имеют право все семьи, у кого расходы на ЖКУ превышают предельно допустимый размер. Согласно федеральному стандарту это 22 процента от совокупного дохода семьи. На региональном уровне этот "порог" может быть снижен. Например, в Республике Татарстан он составляет 16, в Нижегородской области - 18, в Таймырском автономном округе - 15, в Московской области - 20 процентов.
Сохраняется и другое основание для выплаты субсидий - среднедушевой доход на членов семьи не должен быть ниже прожиточного минимума.
В 2002-2003 годах в 19 субъектах Российской Федерации проводился эксперимент по внедрению новой экономической модели с персонифицированными счетами граждан. Результаты эксперимента показали, что вместо хронического бюджетного недофинансирования затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий, адресная бюджетная помощь планируется и предоставляется полностью и своевременно, а граждане своевременно оплачивают полученные услуги. Такая модель с 2005 года рекомендована к всеобщему применению.
Администрацией Тюменской области была начата подготовка к переходу на предоставление в денежной форме не только субсидий, но и отдельных льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг, услуг связи и вневедомственной охраны. В перспективе персонифицированные социальные счета могут объединить воедино все виды финансовой помощи государства.
Благодаря новой модели предприятия ЖКХ освобождаются от несвойственной им функции учета и начисления субсидий малообеспеченным гражданам и становятся получателями средств напрямую от потребителей услуг. Ко всем прочим достоинствам новой модели надо приплюсовать то, что возрастает ответственность поставщиков услуг перед потребителями за их качество и стабильную поставку.
- В ЖКХ бизнес всегда окажется социально ответственным. Много ли найдется желающих?
- Мы не скрываем, что ЖКХ как стратегическая отрасль жизнеобеспечения всегда останется на особых условиях и под особым контролем государства. Это важно не только в связи с большой социальной значимостью оказываемых услуг, необходимостью обеспечения их общедоступности и стабильной поставки. Обозначившаяся угроза террористических актов и диверсий запрещает государству дистанцироваться и отдавать эту сферу полному рыночному саморегулированию.
Но настало время отказаться и от другой крайности, когда предприятия ЖКХ, управляющие жилищно-коммунальными объектами на правах хозяйственного ведения, фактически являются трансформированным продолжением органов власти в хозяйственной сфере, своеобразными монопольными "отростками". Их неэффективность доказана временем. На их месте должна появиться конкуренция различных предприятий и организаций за право управлять объектами. Сами же объекты коммунальной инфраструктуры, на наш взгляд, должны оставаться в муниципальной собственности.
Рынок ЖКХ не сулит сверхприбыли, однако он привлекателен стабильным гарантированным спросом и значительными оборотами средств. В 2003 году в целом по стране были оказаны жилищно-коммунальные услуги на сумму 877 миллиардов рублей. Именно поэтому частные компании уже проявляют интерес к ЖКХ. Банки не просто готовы предоставлять кредиты под различные инвестиционные проекты, а идут на создание дочерних структур для осуществления деятельности в ЖКХ.
В текущем году руководителем Федерального агентства В.А. Аверченко были заключены рамочные соглашения о сотрудничестве по развитию и реанимации жилищно-коммунального комплекса с рядом крупных коммерческих структур.
Между тем мы отмечаем, что интерес коммерческих структур к ЖКХ пока не выразился в соответствующей инвестиционной политике. Крупных финансовых вложений отрасль пока не получила. Бизнесу нужно более четкое понимание своих прав и возможных рисков. Поэтому правительство признает необходимость скорейшего принятия таких федеральных законов, как законы "Об особенностях регулирования оборота имущества коммунальной сферы", "О финансовом оздоровлении предприятий коммунального комплекса", "Об инвестиционных соглашениях в коммунальной сфере" и других. Многие из важных законопроектов уже внесены в Госдуму в составе так называемого "жилищного пакета".
И еще одно важное замечание. Чтобы соблюсти логику шагов, а не забегать вперед паровоза со всеми вытекающими последствиями, необходимо обеспечить инвентаризацию имущества ЖКХ и его регистрацию в установленном порядке.