К неудовольствию главы нижней палаты Бориса Грызлова, законопроект о транспортной безопасности не появился в Думе в начале ноября. Возможно, его подготовят только к концу года. Зато разработчики обещают сделать его "шедевральным" - построить авиационную, железнодорожную, морскую и автомобильную безопасность по американской модели. Но заплатят за безопасность сами пассажиры.
Это выяснилось вчера на пресс-конференции сразу трех представителей Федеральной службы по надзору в сфере транспорта - самого главы этой службы Александра Нерадько и двух его заместителей, курирующих автомобильную и авиационную отрасли.
Между тем спикер Госдумы Борис Грызлов раздражен этим обстоятельством. На одном из последних октябрьских пленарных заседаний палаты он обратился к полномочному представителю правительства в Госдуме Андрею Логинову с прямым вопросом: "Где законопроект о повышенных мерах безопасности при авиаперевозках?" Текст этого документа уже месяц лежит на рабочем столе спикера, однако официально он в Госдуму не вносится. Представитель правительства сообщил думцам, что законопроект сейчас дорабатывается, будет внесен в нижнюю палату через три недели. Грызлова не удовлетворил этот ответ, он счел срок слишком большим и предложил представить законопроект в комитеты и фракции к 9 ноября. Однако документ официально так и не появился. Тогда спикер поручил председателю Комитета по безопасности Владимиру Васильеву провести заседание координационной рабочей группы Госдумы по совершенствованию законодательства в сфере безопасности. В связи с этим Управление по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ выпустило даже пресс-релиз. Тем не менее Борис Грызлов поставил перед Комитетом по безопасности задачу регламентирования сроков внесения в Госдуму инициатив в сфере обеспечения безопасности, предусмотренных примерным перечнем от 22 сентября 2004 года. При этом он подчеркнул, что совершенствование правового поля в области противодействия террористическим проявлениям является одним из приоритетных направлений деятельности Госдумы.
Вчера же минтранс наконец публично разъяснил причину этих нестыковок. Представители Федеральной службы по надзору в сфере транспорта поспешили сообщить журналистам, что уже разосланы директивы во все компании, занимающиеся перевозками людей как по воде, суше, так и по воздуху. В этих депешах - указание усилить меры по безопасности пассажиров. Глава службы Александр Нерадько пояснил журналисту "РГ", что у тех, кто проигнорирует эти указания, будут приостановлены лицензии на пассажирские перевозки. Правда, тут же выяснилось, что службой еще только-только разрабатываются единые стандарты безопасности. Поэтому непонятно, как перевозчики смогут выполнить директиву. Тем не менее с 15 ноября служба предполагает приступить к массовой проверке всех маршрутных такси на предмет безопасности пассажиров. При этом ее представители попросили журналистов писать на эту тему "поострее", обращая внимание на грубое нарушение правил безопасности перевозчиками, о которых они, чиновники, могут и не знать.
Впрочем, судя по словам представителей службы, "тормозится" законопроект о транспортной безопасности не по причине отсутствия единых требований к безопасности. Документ предполагается разработать таким образом, чтобы он копировал американскую систему. А это предусматривает не только появление новейшей досмотровой и иной техники в тех же аэропортах, но и введение специального сбора за безопасность, который станет взиматься не с перевозчиков, а непосредственно с пассажиров. И он, по мнению Александра Нерадько, должен быть таким же, как в Америке, - не менее 10 долларов. Правда, он не стал уточнять, насколько при этом повысятся цены на авиабилеты. Ведь в их составе уже "сидят" сборы за безопасность.