Такую точку зрения высказал на прошедшей в Петербурге международной конференции "Модернизация жилищно-коммунального комплекса России" начальник управления по контролю и надзору в области недвижимости, локальных монополий и ЖКХ Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Михаил Евраев.
- Главным в нынешней реформе ЖКХ является демонополизация управления отраслью, - заявил он. - А для этого необходимо, в первую очередь, чтобы людям было выгодно создавать товарищества собственников жилья и управляющие компании. Сегодня же это не так. Учредив ТСЖ, люди тем самым взваливают на себя бухгалтерскую отчетность, увеличившуюся налоговую нагрузку. Их дома сразу же выбывают из адресных программ по капитальному и текущему ремонту. Им сложно становится оформить собственность на земельный участок и создание кондоминиума. То есть количество проблем возрастает. А средств, которыми они могли бы распоряжаться, не так много. Вот потому они и не спешат учреждать товарищества. А без этого говорить о демонополизации не приходится.
Представитель ФАС внес ряд предложений, которые, по его мнению, необходимо учесть при обсуждении в Думе во втором чтении пакета жилищных законов (обсуждение это, как известно, состоится 25 ноября). Так, антимонопольная служба предлагает предусмотреть в налоговом законодательстве льготы (налоговые вычеты) по налогу на недвижимость для вновь создаваемых ТСЖ. Тарифы на жилищно-коммунальные услуги для товариществ должны быть установлены на том же уровне, что и для населения, проживающего в муниципальном фонде ("А то к нам уже несколько раз обращались за помощью в ситуациях, когда для ТСЖ сразу же устанавливают повышенные расценки", - прокомментировал ситуацию Михаил Евраев.) Наконец, по мнению докладчика, государство должно финансировать капитальный ремонт. По данным ФАС, в нем нуждается в той или иной степени 55 процентов жилых домов России. Причем 3 процента - это ветхое и аварийное жилье, чей ремонт по стоимости сопоставим со строительством нового дома, 9 процентов требуют серьезной реконструкции (около 70 процентов стоимости нового строительства). А 43 процента нуждаются в выборочном ремонте, на что необходимы суммы, составляющие около 15 процентов от стоимости нового дома. Всего Михаил Евраев оценил необходимые капиталовложения в капремонт в три триллиона рублей.
- Гражданам это не осилить. И если государство не поможет, то через некоторое время дома просто начнут рассыпаться, и их жильцам все равно придется давать социальное жилье. Если проблему не замечать, она не решится, а только станет острее, - отметил представитель ФАС. И предложил выделять средства из бюджета на капитальный ремонт тем, кто создает товарищества собственников жилья.
Как недоношенный бизнес в сфере управления жильем определил представитель Института экономики ЖКХ Александр Баженов. При этом он имел в виду, что в России нет как грамотных специалистов в муниципальных образованиях, которые могли бы правильно поставить перед управляющими компаниями задачу, так и серьезных операторов рынка, финансовые возможности которых позволили бы осилить серьезные проекты.
В определенной мере мнение это подтвердила Марина Великанова, начальник управления инвестиционной политики самой крупной управляющей компании России. Она сообщила, что в первый год работы все выделенные компанией капиталовложения ушли на текущий ремонт, обеспечение территорий топливом и тому подобные работы. То есть деньги были потрачены безвозвратно. В то же время на инвестиции в развитие, способные приносить потом отдачу, средств уже не хватило. По ее словам, в России до сих пор ни один проект в сфере ЖКХ не реализован так, чтобы стать притягательным для крупных сторонних инвесторов, особенно иностранных. Фактически нет условий для того, чтобы такие капиталовложения давали отдачу.
- Вы сперва дайте нам понять, что инвестиции не пропадут, а потом уж ждите, что к вам придут люди с деньгами, - определил проблему начальник отдела жилищной политики министерства транспорта, строительства и жилищного хозяйства Германии Томас Яницкий.
При этом что интересно: по словам Михаила Евраева, в ФАС поступает много просьб разрешить передачу в частную собственность или аренду коммунальных сетей. Напрашивается вопрос: зачем? Если операторы говорят, что для крупных прибыльных инвестиций условий нет, тогда остается только предположить, что компании, желающие получить в распоряжение инженерные сети, рассчитывают после зарабатывать деньги за счет своего монопольного положения. Тот есть не вкладываясь в реконструкцию и модернизацию, а поднимая тарифы и ограничивая возможность доступа к потребителям возможных конкурентов.
Одним частным компаниям на рынке жилищно-коммунальных услуг не справиться, - признают даже представители существующих ныне крупных компаний- операторов (а таковых в стране шесть). Нужно государственное участие.
- Коммунальное хозяйство во всех развитых странах, кроме, пожалуй, Великобритании, - публичная собственность. И муниципалитеты нанимают управляющие компании. В наших условиях, очевидно, компании эти должны быть частными, но с долей в них местных властей, - считает Марина Великанова.
При этом напомним: по мнению многих экспертов, в муниципальных образованиях нет подготовленных специалистов. Директор Департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства министерства промышленности и энергетики Сергей Круглик сказал, что, после того как будут приняты последние документы из пакета жилищных законов (ожидается, что это произойдет до конца 2004 года), начнется настоящее формирование рынка в сфере ЖКХ. "Думаю, что окончательно частные операторы появятся на нем в 2006 году. И это будет не окончание, а только истинное начало рыночных реформ в отрасли".