В Петербурге хотят ограничить движение транспорта
Предполагается, что в случае его принятия грузовые автомашины, следующие через Петербург, не будут допускаться уже в следующем году даже до Обводного канала. Об этом на сессии Общественного совета Санкт-Петербурга, посвященной экспертизе раздела "Транспорт" Генерального плана развития города, сообщил начальник отдела маршрутной сети и транспортной инфраструктуры комитета по транспорту Константин Кочеров.
По сути дела, это была самая ценная информация, которую участники сессии получили за все время заседания. Такое впечатление, что разработчики раздела "Транспорт" из комитета по градостроительству и архитектуре и института градостроительного проектирования и все остальные присутствующие говорили совершенно о разном. Вниманию собравшихся был представлен некий свод статистических данных о нынешних грузооборотах каждого из видов транспорта, прогнозы на будущее (без какого-либо обоснования) и список проектов, которые планируется реализовать. Собравшиеся же явно надеялись увидеть комплексную схему развития транспортного комплекса города, с обоснованием развития потребностей Петербурга в грузовых и пассажирских перевозках, увязкой между собой программ развития всех видов транзитного и городского транспорта и, соответственно, водных, воздушных и наземных путей, анализом экономической эффективности и целесообразности тех или иных решений. Чтобы экспертам было что сравнивать и из чего выбирать.
Но разработанный еще год назад раздел в"Концепции Генерального плана" ответа на поставленные вопросы дать не мог. В нем, как с удивлением отметили участники обсуждения, отсутствуют даже упоминания о тех программах, которые были приняты в течение этого года. К примеру, по словам Константина Кочерова, подраздел "Городской транспорт" явно делался без учета новой схемы развития маршрутной сети, комплексной схемы организации дорожного движения и тому подобных документов.
- Разрабатывая программу развития транспорта, нужно идти от комплексной схемы транспортного обеспечения города к конкретным мероприятиям по отдельным видам транспорта, а не обратно, - считает директор Института проблем транспорта РАН Олег Белый. - К тому же нужно провести научный анализ проблемы. Бесполезно просто решить, что если сделать кольцевую дорогу, то весь транспорт уйдет из города. В Москве три кольцевых, но транспортная ситуация не идеальная. Нет никакого смысла предусматривать в Генеральном плане создание крупных логистических центров. Этим должны заниматься компании, перевозящие грузы. В Нижнем Новгороде создали, и он стоит не загруженный.
Отсутствие научного подхода к вопросу о развитии транспортной системы специалистов вообще очень удивило. Ведь транспортная задача - хорошо разработанный (в значительной степени стараниями российских ученых) раздел математических методов оптимизации. И при ее решении учитываются все, в том числе и экономические, факторы.
- Сейчас транспортные пути занимают 9 процентов площади Петербурга. Будет ли это соотношение изменено в 2015 или 2025 году? Если да, то за счет каких категорий земель? Транспортный комплекс дает сейчас работу 8 процентам петербуржцев. А в будущем? И есть ли в городе необходимые кадры? Для развития транспорта в соответствии с представленной программой требуется до 2025 года найти более ста миллиардов долларов. Откуда они возьмутся? И главное, какова будет эффективность таких вложений? Ведь известно, что сейчас город ежегодно тратит на развитие транспорта и дорог 20 процентов бюджета, а получает назад в виде налогов с транспортных предприятий только 10 процентов.
- Что, мы и дальше собираемся сохранить такой затратный механизм развития? - задала вопросы заместитель директора Института территориального развития и транспортной инфраструктуры Светлана Воронцова.
Ответить ей никто не смог. В общем, специалисты Общественного совета раскритиковали предложенный документ в пух и прах. Исходя при этом из того, что им должны были представить хотя бы какую-то "рыбу" раздела Генерального плана. А этого, похоже, никто и не собирался делать. Сказалась старая беда: Генеральный план в Петербурге делается сам по себе, без опоры на концепцию социально-экономического развития на среднесрочный период (так еще и не принятую) и отраслевые программы. А потому и получается нечто столь общее, не имеющее четкой привязки к конкретной жизни города. Скорее, пожелания, чем программа работы.
Время для доработки еще есть. Главное, чтобы мнения общественности не только выслушивались, но и учитывались.