За двадцать пять лет стены Центрального дома художника навидались всякого: больших советских многонациональных художнических смотров, грандиозных экспозиций классиков мирового современного искусства, коммерческих ярмарок близкой и очень далекой названию дома тематики, маленьких выставок тысяч хороших и не хороших художников.
Построенный как выставочный зал для Союза художников СССР тяжелый белый дом в центре Москвы принадлежит ныне Международной конфедерации союзов художников - организации, живущей какой-то своей внутренней, со стороны неведомой жизнью, но собственное имущество сумевшей удержать. ЦДХ не стоит государству ни копейки, живет без дотаций и постоянных спонсоров, но как-то вполне достойно выкручивается. Конечно, тут сдаются экспозиционные площади под меховые и прочие непрофильные мероприятия, но и профильных, художественных, происходит на территории дома достаточно. И хотя директор ЦДХ Василий Бычков жалуется (а какой директор не жалуется), что нет денег на реконструкцию и большие художественные проекты, дом на Крымской не погиб и даже наладил отношения с соседом - Третьяковской галереей, финансируемой государством. На том о юбиляре все. Желаем дальнейших творческих успехов, дотаций, спонсоров и смелых художественных проектов.
Теперь, о художниках, которые занимаются чистым искусством. Пишут маслом по холсту, собирают инсталляциями из мусора, снимают видеоарт. Десятки выставок, открывшиеся к юбилею в ЦДХ, представляют все типы им сотворенного художественного продукта: здесь есть серьезная живопись в привычном понимании - от добротного реализма до российской версии абстракции, есть актуальное искусство - выставка "Мастерская Арт-Москвы". Старые и новые формы изобразительного искусства, прикладного значения не имеющего, прибылей больших не приносят, толп поклонников не собирают. Имена художников широкая публика в памяти не держит. Художники ведь не кинодивы и не футболисты, и в этом их преимущество перед героями масс. Искусство не массовое и не элитарное, а просто профессиональное притягивает меньше публики, чем массовое, но больше, чем элитарное. А именно такое, среднее, серединное, искусство - хлеб Центрального дома художника. И дом этот не пустует.