Об этом на международной конференции "Модернизация жилищно-коммунального комплекса России" заявил директор Департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства промышленности и энергетики РФ Сергей Круглик. По его словам, после того как гражданин получит возможность рассчитываться за жилищные услуги независимо от того, компании какой формы собственности их предоставляют, будут окончательно сняты преграды в развитии рыночных отношений в этой сфере.
По просьбе корреспондента "Российской газеты" Сергей Круглик ответил на вопросы относительно перспектив развития рыночных отношений в ЖКХ, что особенно актуально в свете предстоящего 25 ноября рассмотрения во втором чтении Государственной Думой ряда законопроектов о формировании этого сегмента рынка.
- Сергей Иванович, адресные счета для каждого гражданина нужно еще создать. Не затянется ли этот процесс? В Петербурге речь о подобных счетах идет уже больше года, однако до сих пор реально пользоваться ими для расчетов граждан с поставщиками услуг нельзя.
- У нас уже есть опыт Тюменской области, которая перешла на такую систему в течение года. В то время, как в эксперименте по введению адресных счетов, проводившемся по инициативе министерства в 19 субъектах Федерации, участвовало только два города этой области. Так что, говорить и делать - большая разница.
В рамках проведенного эксперимента люди как открывали специально новые счета, так и использовали те, которые у них на то время уже имелись. Какой-то расчетный счет в каком-то банке есть у подавляющей части населения. Надо использовать и их. Тогда процедура упрощается в разы.
- Весной больше всего вопросов возникло, пожалуй, по поводу законопроектов о тарифном регулировании и инвестициях. Какие изменения они претерпели?
- Закон о тарифном регулировании - значительное. Регулирование тарифов на тепло и газ ушло на уровень субъектов Федерации. Я с этим в душе не вполне согласен, но понимаю, что на первых порах у новых муниципалитетов будет много проблем.
Так что как временное решение это принять можно. За муниципалитетами останутся вода, твердые бытовые отходы и те вещи, которые связаны с локальными проявлениями монополизации.
Что касается инвестиционных соглашений, то вокруг этого закона до сих пор продолжаются серьезные дебаты. Уже после первого чтения правительство приняло решение разработать рамочный закон о концессиях для всех видов деятельности. Инвестиционные соглашения в ЖКХ - это и есть концессии. Тем не менее мы постараемся, чтобы наш закон прошел второе чтение. Он, как вы сегодня слышали, очень нужен, поскольку без этого трудно рассчитывать на привлечение в жилищную отрасль серьезных инвестиций. Особенно иностранных. Ведь, как сказал мой немецкий коллега Томас Яницкий, "дайте нам сперва понять, что инвестиции не пропадут, тогда будем говорить об их предоставлении". Деньги должны приходить в отрасль на долгосрочных, понятных условиях. И мы хотим обеспечить эту возможность с 1 января 2005 года. А выйдет общий закон, наш можно будет включить в него.
- На конференции прозвучали сомнения относительно возможности введения рыночных отношений в сфере жилищного хозяйства в тех условиях, в которых находится сейчас жилой фонд России. Например, начальник управления по контролю и надзору в области недвижимости Федеральной антимонопольной службы Михаил Евраев сообщил, что 55 процентов жилья в стране нуждается в капитальном ремонте. А эту работу, по его мнению, жильцы сами оплатить не смогут. Что вы думаете по этому поводу?
- Да, ФАС выступает с инициативой возложить значительную часть затрат на проведение капитального ремонта на плечи бюджета. Такую поправку они внесли в Думу при обсуждении Жилищного кодекса.
Однако мы ведь уже пытались так сделать. И что получилось? Записанная в законе норма совершенно изуродовала всю систему платежей, но ни копейки из федерального бюджета на эти цели выделено не было. И если мы будем дальше надеяться на бюджетные средства, то дома так и продолжат рассыпаться. Ремонтировать их - бремя собственника.
- Но ведь собственником большинства домов является государство или муниципалитет?
- Ничего подобного. Сегодня нет практически ни одного дома, в котором не было бы частных квартир. Просто в муниципалитетах плохо налажен учет жилья. Если внимательно проверить, зарегистрировать права государства (муниципалитета) на жилые помещения, что до сих пор не сделано, в том же Петербурге останется 15-20 процентов государственного жилья. Вот за него-то государство и должно нести ответственность. И пропорционально своей доле в собственности дома участвовать в его капитальном ремонте. Иначе это будут пустые обещания.
- Но сегодня на конференции говорили об огромных суммах, необходимых для проведения того же капитального ремонта. О трех триллионах рублей. Действительно, откуда они возьмутся у граждан?
- На деле у каждого объекта есть свой порядок инвестиций, который должен быть согласован с платежеспособностью населения, уровнем развития муниципалитета и многим другим. Все это должно влиять на тарифную политику, а стало быть, и на объем инвестиций, которые нужно вложить. Причем вложить в строго определенный момент времени. Так что общие цифры потребных инвестиций - это дело довольно лукавое.
- Но все-таки в какой форме будет оказываться государственная поддержка жилищно-коммунальному хозяйству, кроме предоставления субсидий и льгот социально незащищенным гражданам?
- Существующие подпрограммы "Реформирование и модернизация ЖКХ" и "Ветхое жилье" сохранятся, но претерпят изменения. Они будут переориентированы на оказание поддержки не тем, кто ничего не делает и замерзает каждую зиму, а тем, кто движется по пути рыночных преобразований. Последние, скорее всего, и получат гранты.
Точно так же, на грантовой основе, будут распределяться средства в рамках нового займа Всемирного банка. Ориентировочно речь идет о 200 миллионах долларов. Они будут направлены и на институциональные преобразования, и в качестве капвложений в конкретные проекты по модернизации коммунальных систем. Средства эти безвозвратные, но выделяться будут при очень серьезном отборе территорий, которые их получат.
- Для развития рыночных отношений (и это подчеркивали практически все выступавшие на конференции) важнейшую роль играет создание основы для спроса. То есть фактически о товариществах собственников жилья в каждом жилом доме. Однако процесс этот идет медленно. Можно ли, как это делается в некоторых регионах, его ускорить административными мерами?
- Загонять людей силком в товарищества собственников жилья нельзя. Если они не определятся в течение года, то, как предусматривает новый вариант Жилищного кодекса, муниципалитеты просто-напросто должны будут провести конкурсы по отбору управляющих компаний для муниципальных домов. И все.
Люди сейчас не торопятся создавать ТСЖ и кондоминиумы. Последних по всей стране зарегистрировано всего 7,5 тысячи (0,004 процента жилого фонда страны). Это происходит потому, что в настоящее время нет никакого экономического смысла создавать товарищества. Им просто нечего экономить, настолько мало у ТСЖ денег. Тут трудно не вспомнить, что те же самые льготы и субсидии, о которых мы с вами упоминали в самом начале, по России в среднем перечисляются бюджетами на 85 и 65 процентов соответственно. Все остальное пополняет долги перед предприятиями ЖКХ, которые ежегодно достигают 60-90 миллиардов рублей. При таком финансировании трудно ожидать, что люди захотят брать на себя ответственность за содержание дома.
Это как с постановкой приборов учета. Пока прибор будет стоить дорого, а средства, которые он позволяет экономить, малы, люди не начнут ставить счетчики. Но когда стоимость жилищно-коммунальных услуг вырастет и потянет существенную часть затрат гражданина, человек сразу начнет думать об экономии.
То же и с товариществами. Когда платежи населения станут весомы, когда, образовав ТСЖ, можно будет получить в управление существенные суммы, граждане сами начнут их создавать. А до тех пор, повторяю: никого загонять в товарищества не надо.
- Как вы считаете, 2006 год будет для жилищно-коммунального хозяйства годом рыночной экономики?
- По моему мнению, 2005-2006 годы станут началом рыночных отношений в секторе ЖКХ. Реальные операторы начнут формироваться в этом секторе с 2006 года. Сегодня их еще практически нет. В первую очередь, как я уже говорил, потому, что им нечем еще управлять.
Тут нельзя не отметить, что для формирования рыночных отношений нужны, кроме денег, еще и подготовленные кадры. Ориентиром для нас может стать опыт Германии. Там после воссоединения на восточных землях был создан центр по подготовке специалистов на уровне муниципальных образований в ЖКХ. Людям в Берлине на примере крупных кварталов показывали, что и как в жилищном хозяйстве можно модернизировать, а что лучше не трогать. Учили правильно вести экономический расчет последствий тех или иных управленческих решений.
А мы сегодня, получая здание в управление или собственность, торопимся построить на нем мансарду, не выяснив предварительно, что дом и так через десять лет надо будет сносить, а с этой надстройкой, увеличивающей нагрузку на несущую конструкцию, и того раньше. У нас недостает грамотных специалистов. А потому мы с нашими коллегами из отдела жилищной политики министерства транспорта, строительства и жилищного хозяйства Германии решили создать образовательную программу. И в качестве первого шага в феврале провести конференцию, посвященную как раз роли муниципальных образований в переводе ЖКХ на рыночные рельсы.