- Эта поездка в большей степени носила организационный характер, - сказал Борис Васильевич. - Мы давно сотрудничаем со Смоленской областью. За 9 месяцев нынешнего года объем внешней торговли между нашими регионами по сравнению с аналогичным периодом прошлого года возрос почти на 47 процентов и составил более 36 миллионов долларов. Показатели, которые не могут не радовать. Сейчас мы выходим на новый уровень взаимоотношений. В декабре проведем в Москве совместную презентацию: покажем возможности наших областей, привлекательность экономического и инвестиционного климата соседних регионов.
- Почему в одной связке будут представлены сразу два региона - белорусский и российский?
- Это прекрасная возможность громче заявить о себе. И одновременно показать широчайшие возможности регионального сотрудничества. Ведь на примере Могилевской и Смоленской областей очень четко прослеживается приграничное взаимодействие практически по всем возможным направлениям - экономическим, культурным. И есть масса конкретных примеров взаимовыручки. Допустим, не хватает в белорусском колхозе солярки - председатель берет ее у своих российских коллег. Или же когда у россиян появляется нужда в тех же комбайнах для уборки урожая, они приходят с нашей стороны. Препятствий, которые могли бы помешать такому тесному взаимодействию, практически нет. Если говорить о сотрудничестве на более высоком уровне, то скажу так: Смоленщина очень плотно работает с нашими сельхозпроизводителями. Мы оказываем серьезную помощь в загрузке перерабатывающих предприятий Смоленской области. Значительная часть того же молока, произведенного на могилевской земле, уходит в Россию. И эту продукцию можно рассматривать как наши инвестиции в экономику соседней области. Сейчас же речь идет и о том, чтобы российский капитал вкладывался в переработку в нашем регионе. А на Смоленщине мы торговали бы уже готовой продукцией.
- А если взглянуть на межрегиональное сотрудничество шире - за счет чего, в первую очередь, оно должно развиваться?
- Думаю, основное направление - создание торговых домов или торговых представительств. Посмотрите: долгое время мы не могли серьезно работать с таким регионом, как Свердловская область. Но стоило там появиться торговому представителю Беларуси - могилевчанину Дмитрию Сивицкому - как стали интенсивно развиваться наши отношения. Активно формируется наше партнерство с Тулой и Тульской областью, Кемеровской областью. В первую очередь, за счет торговых домов и представительств. Такая форма работы, как мне кажется, еще и своего рода прокладывание пути - за торговыми домами в регионы подтягиваются промышленные предприятия, и белорусская продукция находит новых потребителей.
- Все ли всегда получается так, как хотелось бы?
- Конечно, нет. Мы просто мало ездим по российским регионам. А надо больше бывать у коллег, больше общаться. И это в конечном итоге даст положительный результат. Впрочем, все это дело поправимое.
- К слову, о трудностях. Я обратил внимание, что при перечислении вами работающих в России представительств вы не назвали торговый дом "Москва - Могилев"...
- Процесс становления этого торгового дома несколько затянулся. Но сейчас все бюрократические формальности соблюдены, структура получает дальнейшее развитие. О том, что торговый дом работает, свидетельствует и рост нашего товарооборота с Москвой - с каждым годом мы увеличиваем экспорт в российскую столицу. Нам однако надо работать не только с российской столицей, но и с Московской областью, где мы пока еще ничего практически не сделали. Думаю, в самое ближайшее время серьезно займемся этим вопросом.
- И все-таки, наверное, далеко не все из задуманного получается. Помню, очень много говорили о том, что могилевские строители будут реконструировать в Москве целый микрорайон, который должен был стать своего рода "визитной карточкой" белорусской строительной индустрии. Но прошло время, а о проекте пока не слышно...
- Этот вопрос тоже в принципе уже решен. Остались последние штрихи. Правда, в последнее время значительно увеличились инвестиции в наш регион. И рабочие руки очень нужны на Могилевщине - строить жилье, достраивать массу крупных объектов. Тем не менее от этого проекта отказываться не собираемся - будем работать.
- Когда Могилевщина "осваивает" российские регионы, то со стороны власти на местах это движение получает только поддержку. Но не чувствуют ли белорусские производственники противодействия со стороны своих коллег - конкурентов?
- Этот момент, пожалуй, присутствует. Например, с правительством Москвы мы договаривались о создании скоростного лифта. К сожалению, проект пока не развивается. Причиной тому может быть и некое сопротивление конкурентов, не желающих, чтобы наши скоростные лифты попали на российский рынок. Поэтому, очевидно, есть и определенные трудности с поставками наших серийных лифтов в Россию. В качестве контрмер мы создаем совместные предприятия. Такое СП должно появиться в Свердловской области. Думаю, что в скором времени этот проект будет реализован. Тем самым мы оставим за собой те рынки сбыта лифтов, которые уже имеем.
- Какие самые крупные межрегиональные проекты уже реализованы или находятся в стадии выполнения?
- Очень серьезный проект, надеюсь, в скором времени он будет доведен до конца - белорусский разрез в Кемеровской области. Весьма значимым можно назвать организацию производства железнодорожных полуприцепов, цистерн, хопперов на Могилевском автозаводе. Еще один инвестиционный проект - реконструкция пивзавода в Бобруйске. Здесь немалые средства вкладывает американская компания. Спросите, а причем здесь белорусско-российские связи? Да очень просто. Американцы, построив на территории России пять пивоваренных заводов, пришли к нам не без помощи наших российских партнеров.
- Чем Могилевщина может быть привлекательна для инвесторов?
- Деньги надо вкладывать там, где их можно заставить работать наиболее эффективно. А Могилевская область удобна для развития бизнеса еще и потому, что рядом Россия, рынок которой огромен. И работа на нем, разумеется, при грамотном подходе, для инвесторов может стать весьма выгодной.