Счетная палата взялась за "грязные деньги"

Как известно, интернациональная финансовая преступность является самым щедрым источником подпитки террористов. И неслучайно эта тема стала сквозной на завершившейся вчера ассамблее Организации высших органов финансового контроля стран Латинской Америки и Карибского региона, в работе которой принял участие и глава Счетной палаты России Сергей Степашин.

По сравнению со своими зарубежными коллегами Счетная палата РФ достаточно молода. На этой неделе исполнилось всего десять лет как был принят закон, регламентирующий ее деятельность. Да и борьба с нелегальными доходами развернулась в России сравнительно недавно. Так что львиную долю работы, связанную с "грязными деньгами", российским аудиторам предстоит провести у себя на родине. И в первую очередь это касается совершенствования законодательной базы.

Недавно СП проверяла, как Внешэкономбанк выполняет Закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Что касается самого банка, то здесь у аудиторов вопросов практически не было. Он не дает скучать финансовой разведке. За восемь месяцев этого года в Федеральную службу по финансовому мониторингу из банка поступило 620 сообщений о подозрительных операциях.

Однако проверка показала, что в российском законодательстве "по отлову финансовых прачек" существует несколько пробелов. Например, банк обязан сообщать о сделках с недвижимостью, которые "тянут" как минимум на 3 миллиона рублей. Но ничего не стоит провести такую сделку в несколько этапов значительно меньшей стоимости. Возможность такой разбивки - прекрасная лазейка для "прачек", ведь отследить всю цепочку порой не так-то просто.

Счетная палата также обратила внимание на то, что банку бывает довольно трудно выяснить, в чьих интересах проводится сделка. Ведь из платежных поручений можно узнать лишь сумму договора или контракта, его наименование и номер. Чтобы получить более подробную информацию, надо проводить целое расследование, которое требует и времени, и сил. Да и вообще закон по сути не определяет такое понятие, как "выгодоприобретатель". Вот и разберись, в чьих интересах совершается сделка.

В ближайшее время аудиторы намерены проверить еще несколько банков, в капитале которых участвует государство. А уже потом рекомендовать законодателям, в каких поправках нуждается закон о противодействии отмыванию "грязных денег".

Впрочем, как считает Сергей Степашин, в совершенствовании нуждается и закон о Счетной палате. Недавно Госдума уже приняла поправки. И теперь глава ведомства и его заместитель будут утверждаться парламентариями и сенаторами по рекомендации президента страны. Это, безусловно, расширит самостоятельность контрольного органа, поднимет его имидж, но, к сожалению, не решит всех проблем.

Сергей Степашин предлагает вернуться и к другим поправкам, которые были внесены в Госдуму еще в августе 2000 года, но так и не были рассмотрены. Они дают право Счетной палате, в пределах средств на ее содержание, создавать свои территориальные подразделения в административных центрах федеральных округов. С их помощью можно было бы обеспечить координацию всех органов финансового контроля на местах.