В этом году центр Москвы чистят от пробок особым образом: выбирают неправильно припаркованные машины и высылают их на окраину города, не предупреждая владельцев. Машины у обочины центральных улиц - первые в списке потенциальных жертв, так как именно они, по заверениям транспортников, создают сложности на дорогах. Заочно наказанному водителю приходится гадать: угнали машину или увезли на специализированную стоянку за тридевять земель? В любом случае где искать - непонятно. Как непонятен и принцип отбора "неправильных" машин. Корреспонденты "Российской газеты" провели рейд, чтобы выяснить особенности нынешнего процесса задержания транспортных средств в Москве.
Мы отправились на одну из специальных стоянок - на Вагоноремонтную улицу, про которую в прессе писали особенно много нелестного. Бетонный забор с колючей проволокой и корявой надписью на заборе "Спецстоянка через 50 метров" и стрелка, поясняющая, что место хранения эвакуированных авто находится где-то за углом. Никакого въезда за углом не обнаруживается. За этим бетонным забором скрывается другой, не менее бетонный, с наглухо закрытыми железными воротами, скромная табличка на которых поясняет, что это и есть спецстоянка. Надо всем этим возвышается вышка, с которой высматривают, кто и зачем приехал. Внутри стоят "пленницы".
По словам сторожа спецстоянки, сюда привозят до сотни машин в день. А забирают не все. Среди свежих иномарок стоят довольно заброшенного вида наши "копейки", "пятерки", "шестерки".
- Некоторые уже по полгода здесь маются, - поясняет охранник. - Чтобы выкупить "железку", надо заплатить более пятидесяти тысяч. Хозяева приходят, просят, пытаются договориться - да без толку. Поэтому, что с ними будет, неизвестно. Еще полгода - и ставить будет некуда.
Пока мы беседовали со сторожем, из ворот выехала "Киа Шума". Хозяин вновь обретенной машины, за которой ему в прямом смысле слова пришлось побегать, счастьем не сиял.
- На Смольной улице забрали, - жалуется Виктор. - Я прибежал, машина уже погружена, эвакуатор выезжает. Я стучу в стекло, показываю - оставь машину, а водитель отмахнулся и уехал.
В этой истории есть один нюанс. Задержание транспортного средства прописано в Кодексе об административных правонарушениях отдельной статьей, в которой указано, что в отношении нарушивших правила остановки и стоянки задержание производится до устранения причины задержания. То есть если хозяин машины вернулся в момент, когда его авто грузят на эвакуатор или уже погрузили, то машину обязаны тут же вернуть владельцу. В случае с Виктором эвакуатор должен был остановиться, молча выгрузить машину, извиниться и уехать.
В принципе можно привлечь этого эвакуаторщика к ответственности в гражданском порядке. И возможно, даже вернуть деньги за эвакуацию. Но для этого требуются свидетели, которые могут подтвердить, что эвакуаторщик не прореагировал, хотя видел подоспевшего автовладельца. Ключевое слово здесь - "видел". А именно это очень сложно будет доказать в суде.
Из-за того что эвакуаторщик откровенно нарушил закон, Виктору пришлось мотаться по всей Москве: сначала ехать в отделение - через пол-Москвы на Хорошевское шоссе. Потом обратно машину забирать. Еле-еле уложился в три бесплатных часа. Да еще полчаса искал стоянку, как нарочно запрятанную на совесть.
Также пришлось порядком поискать собственное авто Юлии Проскуряковой.
- Буквально на час оставила в Каретном переулке. За это время машину успели эвакуировать на спецстоянку на Вагоноремонтной улице, - рассказывает Юлия. - Не сомневалась - угнали: в час ночи вокруг ни людей, ни машин. Вообразить не могла, что она, оказывается, помешала дорожному движению. Мне просто повезло, что рядом оказался сотрудник ГИБДД, который и подсказал, в какое отделение мне следует ехать, чтобы оплатить штраф и получить акт об эвакуации. Ехать пришлось почему-то не в ближайшее отделение в центре, а на Хорошевское шоссе. Там я оплатила административный штраф за неправильную парковку в размере 300 рублей и с этим документом на руках получила право забрать машину. Но стоянка оказалась почему-то в другом округе, так что за полночь я за ней не поехала: отложила до утра. Свою машину я увидела, когда с момента эвакуации прошло больше семи часов. Причем на спецстоянке я увидела массу народу, которому вообще никто не объяснил, что, прежде чем забирать машину на стоянке, надо побывать в отделении ГИБДД и оформить документы. Людям по телефону "02" просто сказали, что им надо ехать на стоянку. А ведь потерянное время - это деньги.
И это не единственный случай эвакуации под покровом ночи. Нередко отсутствие информации рождает прибыльный бизнес.
- Бросил по привычке машину рядом со ст. метро "Чеховская", опаздывал на важную встречу, - делится впечатлениями Антон Чистяков. - Когда вернулся (часам к одиннадцати вечера), на моем месте стояли частные таксисты. Увидели, что я мечусь как угорелый, и поинтересовались, а не мою ли машину отсюда эвакуировали. Тут же предложили подвезти сначала до нужного отделения, которое они, как ни странно, знали, а потом и до стоянки. Просили 50 долларов за услуги, пришлось согласиться.
Почему процесс вызволения оштрафованной машины напоминает полосу препятствий, хотя за те полгода, что Москва это практикует, систему можно было бы уже отточить до совершенства? И рассказать о том, что делать, если машину забрали на спецстоянку, всем и каждому? На заседании правительства Москвы руководитель Департамента транспорта и связи Павел Златин дал мэру слово, что появится простой, "удобный" номер телефона, по которому можно будет узнать абсолютно все о судьбе задержанной машины. До сих пор ни ГИБДД, ни транспортники этого не сделали, у них нет даже единой службы, где можно выяснить все и сразу. Неудивительно, что санитары дорог вызывают стойкое раздражение: люди не понимают, почему из целого ряда неправильно припаркованных машин выбирают определенную и почему ее перевозят на другой конец Москвы?
Департамент транспорта и связи Москвы возложил всю процедуру на два московских ГУПа - "Мострансконтроль" и "Гаражно-техническое обслуживание". За каждым из них закреплены по девять специализированных стоянок. Оказывается, при обеих организациях давно действуют телефоны единой диспетчерской службы: 735-35-82, 964-85-81. По ним, в частности, должны рассказать, на какой стоянке находится машина и какое отделение ГИБДД выписало акт об ее эвакуации. Но кто знает про эти телефоны, кроме эвакуаторов? Поэтому испуганный автолюбитель по привычке звонит в "02", а там опять же почему-то далеко не всегда сообщают о пресловутой диспетчерской.
Недавно под знаками, запрещающими стоянку, появилась информационная табличка с нарисованным эвакуатором и полузагруженной на него легковушкой. Табличка, может, и пугает, но ясности не вносит. Уж лучше бы вместо нее висела табличка с номером телефона единой диспетчерской.
Хорошо, но почему все-таки из массы неправильно припаркованных машин выбирается одна? По какому принципу?
-Пока у нас одновременно работают только 70 эвакуаторов, - говорит генеральный директор ГУПа "Мострансконтроль" Алексей Гаврилов, - нет возможности убрать одним махом весь ряд машин, которые нарушают правило парковки, так что приходится выбирать лишь некоторые из тех, которые стоят ближе к запрещающему знаку остановки.
По его словам, неудобное расположение парковок объясняется тем, что других мест префектуры не выделили. Кто же мешает наладить процесс так, чтобы и стоянка, куда привозят задержанную машину, и отделение, в котором надо, оплатив штраф, забирать акт об эвакуации, находились хотя бы в пределах одного округа?
- Сделать это сложно, за каждым отделением ГИБДД закреплен свой участок, - уверяет Алексей Гаврилов. - К примеру, за 2-м отделением - специальная трасса от мэрии до аэропорта Шереметьево, за 6-м отделом - Садовое кольцо. Поменять эту систему мы пока не в силах, если только ГИБДД не выступит с такой инициативой. Зато мы в силах пересчитать действующие тарифы. Дело в том, что в самом начале они рассчитывались по методикам Департаментом экономического развития Москвы на основе предполагаемых затрат на эвакуацию и хранение задержанного автотранспорта. Сейчас эти расчеты будут скорректированы и скорее всего уменьшены. Мы находимся на хозрасчете: все деньги, которые мы получаем от оплаты спецстоянок и услуг эвакуаторов, должны расходоваться только на содержание этих стоянок и зарплату сотрудников. Мы не планируем получать прибыль. Поэтому и возможен перерасчет тарифов с учетом реальных расходов.
Сейчас по московским законам услуги эвакуатора, когда он выезжает на задержание машины, стоят 1809 рублей 20 копеек. Частным порядком, если что-то случилось с вашей машиной, услуги эвакуатора обойдутся вам в 500 - 800 рублей в зависимости от дальности доставки.
Стоимость часа хранения авто на спецстоянке - 52 рубля. Не в пример частной стоянке, где сутки хранения обойдутся вам в 50 - 100 рублей в зависимости от удаленности ее от центра.
Со слов этого ответственного работника все получается гладко и прозрачно. Но реальность оказывается другой.
Справка "РГ":
С начала этого года на специализированные стоянки Москвы за нарушение правил остановки и стоянки доставлено 34 тысячи автомашин. Из них 1300 машин, чьи владельцы до сих пор не забрали свой транспорт.
12 тысяч машин "высланы" из центра. Ежедневно, по данным "Мострансконтроля", эвакуируют по 10 машин в час.
Общую сумму вырученных средств можно посчитать лишь примерно. Только за эвакуацию было выплачено около 60 миллионов рублей. Сколько за хранение - неизвестно.