Шор представил свое сочинение в Кремле

Шор адаптировал для концертного шоу свою музыку к кинотрилогии о Братстве кольца, снятой новозеландским режиссером Питером Джексоном. В желании автора дать вторую жизнь своей киномузыке нет ничего удивительного - вспомним хотя бы нередко звучащего в филармонических концертах прокофьевского "Александра Невского". Вот и профессиональный композитор Говард Шор, написавший за свою многолетнюю карьеру саундтреки к почти всем лентам своего соотечественника Дэвида Кроненберга и таким известным голливудским картинам, как "Молчание ягнят", "Банды Нью-Йорка", "Эд Вуд" и "Филадельфия", собрал за музыку к толкиеновской трилогии три "Оскара", две "Грэмми" и кучу призов поменьше и в полном соответствии с правилами военных кампаний и бизнеса не стал останавливаться на достигнутом.

Произведение канадского маэстро не без претензии озаглавлено Симфония "Властелин колец". По продолжительности звучания оно значительно превосходит Девятую симфонию Бетховена, а по количеству артистов на сцене способно конкурировать с Восьмой симфонией Малера. Однако требования классического симфонизма (всякое там сонатное аллегро, интродукции, разработки и репризы) автора волновали мало. На самом деле Говард Шор написал исполинскую программную сюиту. Каждая из ее частей соотносится с каким-то фрагментом книг Толкиена. "Плач по Гэндальфу", "Прощание с Лориэном", "Приручение Смеагола", "Вперед, Эорлинги!", "Белое Древо" - вот заголовки лишь некоторых эпизодов.

Проследить сюжетные и образные параллели был призван видеоряд. Зрелище неожиданно оказалось достаточно изысканным, больше похожим на книгу, чем на фильм. Раму огромной картины заполняли проекции рисунков Алана Ли и Джона Хоува - иллюстраторов произведений Толкиена, работавших вместе с режиссером над образной структурой фильма. В основном это были черно-белые изображения, часто простые наброски, какие-то чертежи и планы. Лишь изредка мелькали известные персонажи "Кольца". В то же время хор и оркестр то погружались в сумрак, то освещались в соответствии с детально разработанной световой партитурой.

Три часа, на которые растянулось представление, прошли почти незаметно. Музыка Шора достаточно выразительна для того, чтобы публика не скучала, хотя и не содержит особых откровений ни в мелодике, ни в оркестровке (тревожные моменты передаются ритмом барабана, идиллические напевы играет флейта). Ощутимо украсила концерт появившаяся во втором отделении Сиссел. Начав с заоблачно-небесного вокала, она порой переходила на интимный полушепот и закончила вечер эффектным номером Into the West, ставшим своеобразным гимном нового поколения толкиеновской аудитории.

Сага Толкиена прошла обычный для наших дней путь. Сначала это было что-то вроде тайного знания, когда лишь немногие из читателей переведенного на русский язык "Хоббита" слышали о существовании эпического продолжения сказки. Затем, с выходом полного перевода, "Властелин колец" стал интеллектуальной модой и породил действующие до сих пор стихийные формирования орков и эльфов. Попав в орбиту масс-культуры, миф обрел многочисленных новых поклонников и неминуемо потерял что-то сущностное. Наверное, именно поэтому сидевший рядом со мной круглоголовый юноша смущенно прятал свои поросшие бурой шерстью ноги под мягкое, слишком мягкое кресло бывшего Дворца съездов.