Что делать, если машину "угнали" на штрафстоянку
Случилось это 3 октября. Подполковник в отставке, пенсионер Владимир Храбан остановился на улице Большой Дорогомиловской, там, где остановка запрещена. Через 20 минут вернулся и своей 99-й не обнаружил. В ОВД "Дорогомиловское" проверили все, что могли, и сообщили, что такая машина не задерживалась - "Пишите заявление на угон". Владимир Васильевич написал, и 6 октября получил на руки постановление о возбуждении уголовного дела по факту угона.
По телевидению он увидел сюжет о борьбе с неправильно припаркованными машинами на Смоленской площади. Из этого сюжета узнал телефоны единой диспетчерской и позвонил туда. Машина обнаружилась на спецстоянке по адресу: Рябиновая улица, владение 71. Это было уже 15 октября. Владимир Васильевич отправился в ОВД "Дорогомиловское" и рассказал там эту захватывающую историю. Милиция, впрочем, сославшись на не хватку "оперов", решила не выезжать на место. Посоветовала пострадавшему самому тихо-мирно разобраться со стоянкой и вернула ключи и техпаспорт.
На стоянку Владимира Васильевича не пустили по той причине, что никаких документов на вызволение машины у него не было, но отправили в 3-й ОБ ДПС ЗАО Москвы. А там произошла уж совсем непонятная ситуация. Документов о задержании транспортного средства он там не получил. Зато инспектор оформил постановление об административном наказании в виде штрафа в 300 рублей за парковку в неположенном месте. Причем постановление было оформлено 15 октября, то есть в день, когда, собственно, Владимир Васильевич обратился в ГИБДД. О том, что нарушение произошло 3-го числа - нигде ни слова. Но 15 октября Владимир Васильевич не мог ничего нарушить по той простой причине, что его машина мирно гнила на штрафстоянке... Но это уже другая история.
Заплатив административный штраф, пообщавшись с персоналом стоянки и поняв, что просто так машину ему не отдадут, он заплатил еще 19 тысяч за выкуп своего железного друга. На стоянке, кстати, документов о задержании транспортного средства тоже ему не выдали.
Примечательно, что все это происходит на фоне возбужденного уголовного дела по угону. Дело, впрочем, было закрыто. Как только автовладелец выкупил машину со спецстоянки, его остановил инспектор и, проверив документы, сообщил, что машина в угоне. Пришлось Владимиру Васильевичу снова идти в милицию и писать заявление с просьбой прекратить уголовное дело по факту угона. Но до сих пор остается загадкой, по какой причине милиция отказалась изъять машину со стоянки в рамках этого дела. Сама милиция, а точнее ее представитель в лице дознавателя, тоже не может ничего ответить на этот вопрос, ссылаясь на интересы следствия.
Надо сказать, что протокол задержания обнаружился только после очередного визита в 3-й ОБ ДПС ЗАО Москвы и настоятельного требования предъявить документ, на основание которого машина была отправлена на стоянку.
Сейчас Владимир Васильевич подал иск на спецстоянку, чтобы вернуть потраченные немалые средства. Но, по мнению юристов, это дело надо было продолжать в рамках уголовного дела об угоне. И извлекать машину со спецстоянки должны были те, кто ведет это дело. А заодно и провести следственные мероприятия.
Может быть, дело в том, что уже тогда было понятно, что кто-то, оформив машину, забыл сообщить дежурному, или кому-то было лень полистать журнал, или все попросту действительно забыли об этой машине... Но тогда почему за чужую безалаберность должен расплачиваться пенсионер?
Редакция и дальше будет следить за этим случаем. А водителей хотелось бы предупредить, что во время месячника "Паркуйся правильно" от эвакуаторов можно ожидать и таких загадочных проявлений бдительности.
Этим странности не исчерпываются. Сплошь и рядом ситуация такая: вы видите платную стоянку, на которой толкутся люди и берут деньги. Вы платите за стоянку, получаете от них даже какую-то квитанцию. Возвратившись вечером за машиной, вы не обнаруживаете ни ее, ни "парковщиков". Выясняется, что по документам никакой парковки тут нет, более того, она запрещена. Стало быть, эти люди действовали незаконно. В центре города среди бела дня под носом у тысяч сотрудников ГИБДД и прочих милиционеров. Можно в это поверить? Нет. Тогда что, сговор? Как ни крути, выстраивается целая криминальная цепочка, в которой - и эвакуаторы, и лжепарковщики, и даже таксисты, которые берут по 50 долларов, чтобы "все устроить". Так борьба с пробками оборачивается очередной "кормушкой" для избранных.
- Мы разберемся по каждой претензии, если они появятся, и накажем виновных, только звоните,- только и остается повторять генеральному директору ГУП "Мострансконтроль" Алексею Гаврилову.
А пока налицо следующая картина. Если, скажем, у человека с собой в кармане не оказалось двух тысяч рублей и срочно занять не у кого, то машина может надолго засесть за бетонным забором спецстоянки. А еще человек может заболеть... А счетчик будет тикать по 1250 рублей в день. И уже через месяц, чтобы выкупить свою, скажем, "копейку", потребуется заплатить почти 40 тысяч рублей. Через три месяца хранения сумма выкупа сравняется со стоимостью новенького "ВАЗа" классической модели. Владельцу задержанного авто уже будет проще купить новое.
Однако старое останется числиться за ним, и налоги за нее платить придется, и сумма выкупа будет расти с каждым часом... Примечательно, что хозяин может попросту бросить свое авто на этой стоянке, а стоянка не сможет с машиной ничего сделать. Есть такой пробел в законодательстве. Механизмов действия в подобных случаях не существует.
Можно предположить дальнейшие действия так: когда сумма станет просто немыслимой, кто-нибудь займется описанием имущества владельца машины, чтобы взыскать с него долг за стоянку. Можно предположить другой механизм: когда сумма долга стоянки сравняется со стоимостью машины, ее либо продадут с аукциона, либо просто утилизируют. Но тут встает другая проблема: механизм отторжения собственности в подобных случаях тоже нигде не прописан.
Вообще, надо сказать, нигде в мире нет подобной практики. Да, машины, мешающие движению, эвакуируют, отвозят на стоянки. Если владелец машины нарушил правила парковки, ему придется заплатить штраф. Но нигде в мире эвакуация и хранение не становятся дополнительным наказанием. Причем практически непосильным. Эдакий узаконенный способ отъема денег. Пока денег. Возможно, в скором будущем и машин.
справка "РГ" |
Если ее нет на месте
Для начала осмотреться и понять, а можно ли здесь парковаться. Если нельзя, то позвонить в единую диспетчерскую. Если телефона под рукой нет, найти ближайшего инспектора ДПС и спросить его о своей машине. Если нет и инспектора, набрать "02" и узнать телефон или адрес дежурного ОВД, который обслуживает эту местность. Позвонить дежурному и узнать: а не задерживали ли вашу машину? Если не задерживали - заявлять угон. Если задерживали, узнать, в какое отделение ДПС ехать за документами. В отделении получить бумаги, постановление и разрешение на получение машины. Выяснить адрес спецстоянки и отправляться туда. После оплаты всех сборов, вы получите машину обратно.
Протокол о задержании транспортного средства предусматривает описание самого правонарушения, то есть за что задержали, опись механических повреждений и имущества, находящегося в машине. Предусмотрена запись о том, кому передано и куда направлено транспортное средство, есть данные о понятых, в тех случаях когда машина задерживается без водителя. Когда вы соберетесь получить машину обратно, в протоколе будет сделана отметка о том, что выдача машины разрешена и кем именно.
Лицо, осуществляющее транспортировку задержанного транспортного средства, его опечатывает. И под роспись и с соответствующим описанием сдает машину на спецстоянку. Поэтому перед тем, как забрать свое авто, тщательно осмотрите, не попортили ли ее, не украли ли что изнутри.
Как пояснили нам в Главном управлении ГИБДД МВД РФ, машину со спецстоянки вам обязаны выдать даже в том случае, если вы пользуетесь ей по рукописной доверенности. Имеете право управлять машиной - имеете право ее забрать. В случае если вам отказываются ее выдать, звоните в милицию.
Не заявляйте машину в угон, пока не убедитесь, что ее не задержали. Иначе потом на дороге головной боли не оберетесь.
Стоит ли судиться
Немало тех, кто уверен, что эвакуация машин незаконна. И это действительно так. Статья 12.36 КоАП РФ гласит, что блокировка колес, эвакуация транспортных средств влечет наложение административного штрафа на граждан в размере до 10 МРОТ, на должностных лиц - до 20 МРОТ с конфискацией орудия совершения преступления. И подать в суд на "санитара дорог", ссылаясь на эту статью, никто не запрещает. Только выиграть дело вряд ли получится. Потому что заканчивается текст статьи 12.36 словами "за исключением прямо предусмотренных Кодексом".
В статье 27.13 КоАП РФ, которая так и называется "Задержание транспортных средств", в первой ее части говорится, что при нарушении правил эксплуатации транспортного средства, предусмотренных частью 4 статьи 12.19, оно задерживается до устранения причины задержания. Часть 5 статьи 27.13 гласит: "Задержание транспортного средства соответствующего вида, помещение его на стоянку, хранение, а также запрещение эксплуатации транспортного средства осуществляется в порядке, установленном правительством РФ". В Правилах задержания транспортного средства, помещения его на стоянку, хранения, а также запрещения эксплуатации, утвержденных постановлением правительства N759 от 18.12.2003 года четко прописан "порядок задержания", "направление транспортного средства на специализированную стоянку" и "транспортировка задержанного транспортного средства". Нет ни слова о каких-то "эвакуаторах". А поэтому, если вы нарушили правила остановки или стоянки, то имейте в виду, что ваше транспортное средство не "эвакуировали", а "задержали", "направили" и "транспортировали". В крайнем случае "вывезли", но не "эвакуатором", а "при помощи другого наземного транспортного средства". Эвакуация же, в том числе и транспортных средств, может проводиться во время стихийных бедствий. И вот тут, если вы считаете, что его эвакуировали незаконно, можете смело подавать в суд.