Использование боевого оружия в Подмосковье - под контролем

Бум создания различных частных охранных предприятий, детективных агентств и целых служб безопасности в России, кажется, прошел. Настало время спокойно и со знанием дела разобраться, кто действительно может рассчитывать на вооруженную охрану, кто имеет право ее предоставлять и какими качествами обязан обладать человек, имеющий "лицензию на выстрел".

В прессе не раз высказывались мнения, что частные вооруженные формирования вот-вот догонят по своему численному составу внутренние войска. Тревога объясняется тем, что многим и по сей день кажется, будто ЧОПы и СБ недостаточно эффективно контролируются органами МВД, а значит - жди от них чего угодно. Возможно, и эти опасения в какой-то мере подтолкнули МВД попытаться оптимизировать систему контроля тех, кто оружие уже получил.

8 октября 2002 года министр внутренних дел издал приказ, которым предусматривалось в течение двух лет провести своеобразный организационно-технический эксперимент. В ходе его предполагалось выяснить, оправдан ли принятый порядок выдачи лицензий на ношение и применение стрелкового оружия, насколько эффективен контроль за применением и использованием боевых стволов. Местом проведения эксперимента определили Москву.

За прошедшие два года получены определенные результаты. В частности, более четко сформулированы критерии готовности частных охранников к выполнению служебных обязанностей с огнестрельным оружием. Критерии эти, что немаловажно, предполагается сделать универсальными для оценки всех лиц, имеющих право на ношение и применение оружия.

Значительное внимание уделялось проверке уровня профессионально-боевой подготовки сотрудников ЧОП и СБ с упором на их психологическое состояние. Данный акцент очень важен, так как бывали случаи, когда охранники, имеющие оружие в руках, столкнувшись с угрозой вооруженного нападения, просто терялись и сами становились жертвой преступников. С другой стороны, оружие порой использовалось неоправданно, а то и в преступных целях.

На основании предварительных результатов эксперимента в первоначальный документ внесен ряд изменений, перечень которых содержится в новом приказе. Решено также продолжить начатый эксперимент в Москве и распространить его на территорию Московской области.