- А ведь долгие годы никто не задумывался о том, что певческая капелла старше Петербурга.
- В безбожной стране старались забыть все, что связано с церковными и государственными традициями прошлого. Между тем начало свое капелла ведет от 12 августа 1479 года. В тот день освящение Успенского собора в Кремле - первого каменного храма в Москве - сопровождалось пением хора государевых певчих дьяков. Это был личный хор Великого князя Ивана Васильевича. Так родился первый профессиональный русский хор.
- Недавно стало известно, что сам Иван Грозный сочинял музыку для своего хора.
- Сейчас стали об этом упоминать. А в летописях написано, что самодержец всея Руси Иван Грозный, бывало, сам не только сочинял стихиры, но и управлял солистами. Мы исполняем одну из его стихир, написанную на день преставления Митрополита Московского Петра. Через два с четвертью века хор государевых певчих дьяков переместился вслед за Петром Первым на берега Невы. В период его правления, между прочим, состоялись первые в истории капеллы гастроли: император, выехав в Европу, взял с собой своих певчих дьяков. Я был изумлен, когда в Париже мне рассказали о том, что у нашего молодого царя было прозвище Питер-бас и что во Франции прекрасно знают, что он любил сам вести церковную службу и петь молебны.
- Путь к славе через века был непрост?
- Уже к XVIII веку хор перешел к новой манере, новому стилю. При императрице Анне Иоанновне в 1738 году в украинском городе Глухове была учреждена первая профессиональная музыкальная школа, в которой обучалось двадцать мальчиков для пополнения Придворного хора. Буквально через два года Двор обязал обучать малолетних певчих игре на оркестровых инструментах. Несколько десятилетий наставниками певчих и регентов были известные итальянские композиторы Галуппи, Траэтта, Паизиелло, Сарти, Чимароза. Позже выросли прекрасные отечественные композиторы. Воспитанники глуховской школы Максим Березовский и Дмитрий Бортнянский принесли первую славу русской музыке.
С капеллой выступал Ференц Лист. Один из директоров капеллы князь Федор Львов стал автором первого русского Государственного гимна "Боже, царя храни". Когда его исполнили в Германии, Шуман воскликнул: "Если в России все музыканты играют так, как господин Львов, то нам надо не учить их, а учиться у них!" Голоса певцов капеллы обследовала Императорская академия наук, так как парижские ученые, услышав одного из второразрядных певцов, баса Иванова, не поверили, что в природе могут быть такие голоса, от звука которых колышется воздух и дрожит пол. Глинка для капеллы написал "Ивана Сусанина". Капелла - это ее управляющий, основатель "Могучей кучки" Балакирев, это его заместитель Римский-Корсаков, это Мусоргский, Кюи, Бородин, Чайковский.
- В каких странах сегодня вас любят особенно?
- За рубежом мы везде желанные гости. За последние 15 лет побывали во Франции, Италии, Австрии, Швейцарии, Германии, Бельгии, Болгарии, Финляндии, Швеции, Великобритании. Дважды в год бываем в Голландии, там у нас традиционный Рождественский тур, нынче в декабре запланировано 17 концертов, и все закончится в самом известном в мире концертном зале Гибау. В прошлом году впервые побывали в США, и пресса оценила гастроли капеллы, как грандиозный успех. Я был поражен, увидев, как люди, не зная русского языка, плачут, слушая нашего Свиридова.
- Ходят легенды о том, как вы дирижируете сводными хорами из тысячи человек.
- Потрясающим было выступление в Белграде во время его бомбежки авиацией НАТО. Мне предложили дирижировать сводными хорами в присутствии двух патриархов - Сербского и Александрийского. Это был первый концерт в недостроенном еще гигантском соборе святого Саввы. Там еще не было дверей, пола, был только алтарь и участвовало около пятисот человек из профессиональных и любительских коллективов.
- Любопытно, почему пришедшие к власти атеисты после революции не уничтожили церковный творческий коллектив?
- Не посягнули на хор капеллы, оставили в силе ее права на бессрочное пользование дарованными в царские времена земельным участком и зданиями. Правда, аннулированы были регентские классы и шляхетский корпус, где обучали театральному мастерству мальчиков, "вышедших из голоса". А в пятидесятые годы из капеллы перевели в другое здание ее школу, что нанесло огромный вред целостному музыкальному организму. Я всегда боролся за восстановление дореволюционной структуры капеллы, в которой дети с малых лет должны жить, обучаться и расти в особой, духовной, музыкальной среде. В 1991 году нам удалось создать в штате капеллы свой симфонический оркестр. Мои планы были поддержаны и уже начали сбываться. Увы, грянула "перестройка", и все рухнуло.
- Мы все очень радовались за вас, когда в Петербурге на средства Европейского банка стали реставрировать исторический центр и создали прекрасную пешеходную зону "Дворы капеллы". Радовались открытию восстановленного Царского крыльца. Здание напротив Певческого моста, перестроенное архитектором Бенуа в 1889 году, сияет свежей краской и радует глаз изящными воротами, воссозданными по его рисункам. Сам мост только что перебрали "по косточкам", обновив даже набережную. Все это сделано для капеллы.
- К большому сожалению, замечательные флигели главного здания капеллы (там жил Балакирев) с видом на Мойку и Дворцовую площадь, о котором вы говорите, теперь капелле не принадлежат. Я узнал об этом в сентябре этого года. Коллектив тоже не знал, все открылось случайно.
- Но ведь капелла - неделимый памятник культуры федерального значения и пока нет законной практики передачи памятников в частные руки?
- Тем не менее факты говорят об обратном. Ну как может подняться рука на капеллу? Вокруг нее всегда консолидировался весь певческий мир Петербурга-Ленинграда. Самой историей ей предназначено быть бастионом отечественной певческой культуры.
- Как вам удается поддерживать славу капеллы? Ведь хоровой жанр - не самый популярный у нас вид музыкальной культуры.
- Популярность преходяща. Во многих странах мира хоровое пение, наоборот, стало новым национальным увлечением. В США в каждом университете есть такие мощные любительские хоры, что им могут позавидовать иные профессионалы. У нас теперь тоже проходят фестивали "барберт-шоп", на которые приезжают мужские певческие ансамбли. Это грандиозные, многотысячные армии. Что же касается восстановления структуры капеллы, я убежден, что это - государственная задача. Это мое убеждение окрепло после многих лет руководства Петербургской консерваторией. Я остро ощущаю проблемы, возникшие в нашей системе музыкального образования. И то, что ни один профессиональный оркестр ни Москвы, ни Санкт-Петербурга не может обойтись без помощи студентов. И то, что в заслуженном коллективе республики, которым руководит Юрий Темирканов, нет-нет да и мелькают студенческие лица. И был момент, когда в группе гобоев появился учащийся училища имени Мусоргского. Это вообще немыслимый в прежние времена вариант. Сложился острейший дефицит на целый ряд духовых специальностей.
- Петербург - культурная столица России, и остается надеяться, что того, чего вы опасаетесь, не произойдет.
- Это сигнал к тому, что подобное может произойти с любым учреждением культуры. А вдруг богатый человек захочет приобрести жилье в Эрмитаже с видом на Петропавловскую крепость? Почему бы, если есть деньги, не прикупить себе помещение в Инженерном замке, Мраморном дворце, Михайловском дворце? Если такое допустимо по отношению к капелле, то где гарантии, что следующим не станет Пушкинский дом или Университет? У государства должны быть обязательства перед коллективами культуры. Александринский театр никогда не будет прибыльным! Мариинский театр никогда не будет прибыльным! Они всегда были и будут дотационными. Будут ли это государственные или спонсорские деньги? Мы ищем возможности для привлечения спонсоров. Может быть, я в этом отношении не так уж удачлив. Потому что не умел и не умею ходить с протянутой рукой.
- Каким вам видится будущее капеллы?
- Конечно, хор и оркестр капеллы - большая обуза, требующая дотаций. Этим артистам вечно что-то нужно. И не исключена возможность, что наш зал превратят в прокатную концертную площадку и будут ее сдавать всем желающим. Можно там устроить казино, проводить сеансы стриптиза, снимать стулья, ставить столики. Это будет приносить коммерческий доход, и все будет замечательно. А оркестр и хор - ну кому они нужны? Пожили пятьсот лет, и хватит.