Малый бизнес: изменение налогообложения

Сначала хорошие новости. На прошлой неделе Госдума приняла в первом чтении поправки в Налоговый кодекс, уточняющие порядок перехода на упрощенную систему налогообложения для вновь зарегистрированных налогоплательщиков. Они устраняют двусмысленность одного из положений закона о порядке взимания налогов при применении упрощенки. Как пояснили "Российской бизнес-газете" в ОПОРе России, сейчас в законе записано, что вновь зарегистрированные налогоплательщики вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году. То есть если предприниматель зарегистрировался после 30 ноября, например, в декабре, то, строго следуя букве закона, упрощенная система для него будет действовать только до 1 января нового календарного года. Естественно, такое положение предпринимателя не устраивает. Он меньше месяца будет на упрощение, а потом ему опять придется доказывать свое право использовать УСН. Принятые же поправки предусматривают, что теперь переход на упрощенную систему налогообложения не зависит от даты регистрации его в качестве предпринимателя. Упрощение перехода на упрощенку будет только благоприятствовать предпринимательству, считают в ОПОРе.

Гораздо с меньшим оптимизмом предпринимателями воспринят уже подписанный президентом Федеральный закон N 95-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах".

Этим законом вносятся изменения в главу Налогового кодекса о едином налоге на вмененный доход, согласно которым величина базовой доходности, учитываемая при расчете суммы налога, увеличивается в полтора раза. Ситуация усугубляется тем, что предпринимателям в этом случае не дана возможность выбора - система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход обязательна для видов деятельности, предусмотренных федеральным налоговым законодательством.

Однако, говорят эксперты, хотя этот закон уже принят и опубликован (в действие он вступит только с 1 января будущего года), негативные последствия для малого бизнеса еще можно снизить. При расчете единого налога на вмененный доход применяется понижающий коэффициент - К2, который устанавливается региональными законодательными органами. И если до конца года субъекты федерации примут соответствующие законы и установят размеры коэффициента К2, величина которого может сильно повлиять на расчет суммы единого налога на вмененный доход в сторону их снижения даже при увеличении от ставок базовой доходности в 1,5 раза. Надежда на то, что снизить ЕНВД за счет изменения К2 удастся, есть - соответствующие законопроекты уже сейчас обсуждаются органами законодательной власти регионов.

Однако это не все изменения, которые приготовили малому бизнесу в следующем году. Министерством финансов подготовлены очередные поправки в главы Налогового кодекса 26.2 "Упрощенная система налогообложения" и 26.3 "Единый налог на вмененный доход". В них, в частности, предполагается отменить единый налог на вмененный доход и упрощенную систему налогообложения для предпринимателей, действующих в рамках договора о совместной деятельности. По мнению экспертов, это изменение негативно скажется на развитии малого бизнеса. В ситуации, когда положение с кредитованием малого бизнеса оставляет желать лучшего, договор о совместной деятельности - единственная возможность эффективного объединения усилий и необходимых ресурсов в целях создания конкурентоспособного производства, считают эксперты ОПОРа. Кроме того, законопроект сохраняет принцип обязательности применения единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Предприниматели же настаивают на том, чтобы им дали возможность самим определять, какую систему налогообложения применять: общую, единый налог на вмененный доход или упрощенку. Мировой опыт, кстати, говорит в пользу этого предложения. Возможность выбора налогового режима характерна для большинства зарубежных стран. Российский опыт введения единого налога на вмененный доход как обязательного для конкретных видов деятельности показал неэффективность насильственного установления специальных налоговых режимов, считают предприниматели, и сейчас настало время "демократизации" принципов налогообложения единым налогом на вмененный доход.

Еще одним отрицательным моментом разработанных минфином поправок эксперты считают исключение из числа плательщиков ЕНВД аптечных учреждений. Отметим, что доля малого предпринимательства в аптечном бизнесе велика, в которых более половины аптек регионов относятся к этой категории предпринимателей.

Еще одни поправки в налоговое законодательство готовит министерство экономического развития и торговли. Как сообщил недавно заместитель министра экономического развития и торговли Андрей Шаронов, предполагается внести изменения в главу о едином налоге на вмененный доход: расширить список расходов, которые можно вычитать из налогооблагаемой базы и включить в него затраты на сертификацию, изготовление документов, проведение исследований и так далее. Эти поправки находятся сейчас в стадии согласования между минфином и министерством экономического развития и торговли, сказал замминистра.