Эксперты о негосударственном образовании

- Насколько частные вузы могут сейчас составить реальную конкуренцию государственным?

П. Пилипенко:
- Не только могут, но уже не первый год серьезно конкурируют. Прежде всего за счет качественных изменений в организации учебно-воспитательного процесса. Новые образовательные концепции успешно реализуются в нашем вузе благодаря высокой концентрации интеллектуального потенциала, возможности гибкого и рационального использования привлекаемых средств обучающихся.

В. Зернов:
- Такой факт: на последней Всероссийской олимпиаде по юриспруденции именно студентам негосударственных вузов досталась половина призовых мест, а на городской олимпиаде по программированию - второе место среди полсотни вузов-участников. Если раньше частные вузы готовили только юристов и экономистов, то сейчас есть и медицинские, и технические, и такие, где готовят физиков-теоретиков. Хватит делить вузы на государственные и негосударственные. Надо делить их на качественные и все остальные.

- Как оценить качество обучения в вузе?

П. Пилипенко:
- Безусловным критерием оценки качества подготовки специалистов является их быстрый карьерный рост. А для негосударственных вузов (и платных отделений госвузов) дополнительным критерием должен быть и короткий срок окупаемости вложенных в обучение средств. Выпускники ИМПЭ успешно работают, занимая те же должности в компаниях, которые раньше предназначались только выпускникам госвузов. Кстати, постоянно растет число переводов студентов из государственных вузов в частные. А по данным Центра тестирования Минобрнауки России, студенты негосударственных вузов сдают тесты успешнее, чем студенты госвузов.

В. Вершков:
- Негосударственные вузы научились более оперативно реагировать на требования рынка. ИМПЭ, например, дает второй государственный диплом о присвоении дополнительной квалификации "Переводчик в сфере профессиональной коммуникации".

Г. Тимошенко:
- В ИМПЭ реализуется уникальная программа "Карьера". Центр практики и трудоустройства института заключает договоры с предприятиями и фирмами, и практика у студентов начинается уже с первых курсов, что позволяет студенту за годы обучения испытать себя в разных качествах и выбрать понравившуюся работу.

Мы стараемся, чтобы студенты на старших курсах уже работали, продолжая учиться. А на последнем курсе переводим студентов на так называемую неполную трудовую неделю: день - учеба, день - работа по специальности. Гарантия трудоустройства по специальности выпускника закреплена в договоре на обучение.

Н. Иваницкая:
- Четыре года назад я приехала из Ростова-на-Дону поступать в МГУ, но не прошла по конкурсу. Поступила в ИМПЭ и не жалею об этом. Преимущество нашего вуза в том, что на потоке двадцать-тридцать человек, а не триста. В институте к нам относятся как к коллегам. Я учусь на пятом курсе и уже работаю. Наш преподаватель порекомендовал меня на радиостанцию, куда меня после прохождения испытательного срока приняли в штат.

Вузы надо делить не на государственные и негосударственные, а на качественные и все остальные.

В. Вершков:
- У нас работают психологи и воспитатели, готовые прийти на помощь в случае возникновения каких-либо межличностных конфликтов. А для родителей первокурсников мы проводим родительские собрания, поскольку первый курс самый сложный с точки зрения перехода молодого человека от одного социального статуса к другому. Уже на стадии отбора абитуриенты проходят психологическое и психофизиологическое тестирование. Таким образом, мы можем со всей ответственностью гарантировать родителям полную безопасность пребывания их детей в стенах института и не без гордости называем ИМПЭ одним из самых "чистых" вузов.

- В некоторых негосударственных вузах цена обучения - всего 200-300 долларов в год. Многие идут туда, чтобы "откупиться" от армии. Имеются ли планы установить минимальную границу по стоимости обучения?

В. Зернов:
- Для столичного региона обучение в вузе по гуманитарной специальности не может стоить меньше тысячи долларов в год. А в лучших вузах цена до двух-трех тысяч в год вполне оправданна. Но пока взятки в военкоматах будут существенно выше, чем стоимость учебы в вузах, молодые люди, конечно, будут идти в вуз.

П. Пилипенко:
- Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки установила барьер по стоимости обучения - так называемый индекс финансовой обеспеченности. Этот показатель позволяет судить об экономической устойчивости вуза. Для каждого региона стоимость своя. Региональная рыночная конъюнктура предопределяет, насколько возможно дать качественное высшее образование за ту или иную сумму.Что касается ИМПЭ, то стоимость обучения на дневном отделении колеблется в зависимости от специальности в диапазоне 1600-3000 долларов за год обучения. Высокое качество обучения нельзя обеспечить при низкой стоимости образовательных услуг.

Р. Панкратов:
- Конечно, должен быть какой-то предельный уровень по минимальной оплате за обучение. Другое дело, что эта планка не может быть единой по всей России, потому что тогда у людей не будет возможности выбора. Человек должен сам выбрать, куда ему идти учиться. Если он хочет стать перспективным специалистом, он выберет хороший вуз с первоклассными преподавателями.

Центр практики и трудоустройства ИМПЭ с учетом требований нашей коллегии адвокатов, предъявляемых к стажирующимся у нас студентам, способствовал внедрению в учебные планы дополнительных спецкурсов. После их успешного освоения выпускники ИМПЭ смогли с первых дней уверенно выполнять возложенные на них обязанности.

П. Пилипенко:
- Сейчас готовится очередной пакет законопроектов по образованию. В частности, речь идет о более тесной интеграции науки и образования. К сожалению, тут нет еще третьего компонента - практической деятельности, т.е. участия работодателей в определении требований к выпускникам, хотя этому планируется посвятить отдельный законопроект. Однако уже сегодня работодатель, заинтересованный в получении готового специалиста, оплачивает его обучение в вузе. Для ИМПЭ эта практика в последние годы все более расширяется - мы можем привести массу примеров по получению и первого, и второго высшего образования за счет фирм-работодателей, а также по заказам на освоение дополнительных образовательных программ студентами-старшекурсниками, полученным от организаций и компаний, которые принимают их в штат после прохождения практики или стажировки.

- У некоторых вузов сотни филиалов. Однако качество образования в них зачастую существенно отличается от головного вуза. Как быть?

П. Пилипенко:
- Если вуз имеет сотни филиалов, то, безусловно, обеспечить качество образования, соизмеримое с предоставляемым в головном вузе, очень сложно. В семи аккредитованных филиалах ИМПЭ высокое качество образования достигается за счет активного привлечения к образовательному процессу известных московских преподавателей, признанных авторитетов в своей области.

- Продолжается спор о двухуровневой системе подготовки бакалавр-магистр. Ваше мнение?

П. Пилипенко:
- Я солидарен с позицией Совета Российского союза ректоров: правильнее было бы дать вузам возможность самим определять, кого они собираются учить: бакалавров, магистров или специалистов. Должен быть выбор, кем студент хочет себя видеть в будущем - магистром, специалистом или бакалавром.

- Сейчас у нас около 730 государственных вузов и 590 - негосударственных. Это оптимальное соотношение?

П. Пилипенко:
- Все вузы сейчас одинаково страдают от того, что изменяются налоговый механизм взаимоотношений государства и образовательных учреждений, система налоговых льгот. Те преимущества образовательного сектора, которые были в налоговой сфере, сейчас постепенно утрачиваются. Жесткие условия рыночной конкуренции все расставили на свои места: выжили сильнейшие из негосударственных вузов, закрепившие за собой репутацию серьезных учебных заведений. Сегодня их количество близко к оптимальному. Количество же государственных вузов должно определяться правительством РФ исходя из потребностей страны.

- Но вы же принимаете участие в конкурсе на государственное задание подготовки специалистов?

В. Зернов:
- Вы знаете, девиз этого конкурса: участвовать -можешь, победить - нет. Даже если студенты нашего вуза займут первое место по всем олимпиадам, деньги от государства мы получить все равно не сможем. Потому что они распределяются не по уровню качества образования, а по принципу учредительства.

- Через несколько лет число выпускников школ будет равняться количеству бюджетных мест в госвузах. Не приведет ли это к краху платного образования?

П. Пилипенко:
- Я тут убежденный оптимист. О демографическом спаде начали говорить лет 7-8 назад. И каждый раз появлялись уточняющие прогнозы. По первому прогнозу, мы должны были почувствовать этот спад и закрыться еще пару лет назад. В новой справке министерства образования и науки говорится о том, что прогнозируется рост числа студентов до 2006 года. А затем спад к 2010 году на 16 процентов. А после этого опять подъем.

Высшее профессиональное образование получают не только те, кто вчера окончил школу. У нас очень большой удельный вес тех, кто пришел получать второе высшее образование. Сейчас модными стали группы выходного дня. Кроме того, на вечернем и заочном отделениях учатся в основном те, кто окончил школу 3-4 года назад.

В. Вершков:
- К нам приходят абитуриенты, родители которых могут позволить себе платить и более серьезные суммы (чем плата за обучение в ИМПЭ) и учить своих детей в известных государственных вузах с раскрученным брендом. Но они часто не хотят туда идти, потому что личность там теряется. Но, конечно, многое будет зависеть не от нас. Какое будет законодательство, какая политическая ситуация. Болонский процесс, конечно, тоже окажет влияние на развитие нашего сектора.