- Скажите, а почему в отличие от других актерских пар вы так редко снимаетесь вместе?
Сергей: Раньше мы не хотели упреков в так называемой семейственности. И выжидали. Тем не менее были проекты, где мы с Иришей появлялись в кадре вместе - как фильм "Китайский сервизъ". Тогда, правда, у нас все только начиналось. Потом был сериал "Участок", еще что-то. Вот и сейчас мы оба снимаемся в 8-серийном телефильме "Есенин". Одну из женщин, которые окружали поэта - Лидию Кашину,- играет Ириша. В этой роли требовалась как раз ее утонченность, ее дворянская внешность. Вообще образы людей, некогда принадлежавших к высшему сословию, сейчас мало кто может создать. Я всегда с трепетом берусь за такие роли. Все-таки я крестьянского происхождения, интеллигент во втором поколении - после отца. И когда играю в театре, например, Пушкина, то определенные сложности возникают. Лишь интуиция подсказывает, что надо играть так, а не иначе. А вот Вертинский это делал гениально. И Евстигнеев в "Собачьем сердце" - настоящий профессор.
- Сергей, а сериал "Есенин" - это не тот проект, к которому имеет отношение ваш папа?
- Тот самый. Фильм создается по мотивам произведения моего отца Виталия Безрукова. Сценарий написал Владимир Валуцкий, а снимает молодой режиссер Игорь Зайцев. Я надеюсь, все будет хорошо: поэзия Есенина для нас с отцом - что-то вроде религии. Тема очень интересная: расследование убийства Сергея Есенина, которое проводилось в 85-м году.
Краткий синопсис сериала "Есенин":
Следователь МУРа, полковник Александр Хлыстов получает по почте старинную фотографию: на ней запечатлен поэт, только что вынутый из петли. Следователь должен дать делу законный ход. Но он решает заняться частным сыском и погружается в изучение жизни Есенина и его загадочной гибели. В ходе расследования возникает множество версий таинственных обстоятельств смерти поэта, и кажется, что он близок к разгадке. Но события принимают неожиданный оборот...
- Ира, я давно наблюдаю, как вы смотрите на Сергея. С таким восхищением редко кто смотрит на мужа.
Ирина: Знаете, я раньше даже скрывала - надо было вести себя скромно. Но Николай Расторгуев как-то сказал: "Когда Серый поет, ты так смотришь! Если бы на меня так смотрели, я бы не знаю, как пел".
-А Сергей еще и пел?
Сергей: Для меня было великой честью спеть с самим Расторгуевым песню "Березы". Но это не значит, что я собираюсь выступать на эстраде. Я пою просто как актер. Делаю это и на театральной сцене. Например, в спектакле "Ведьма" агентства "Арт-партнер ХХI" - это пьеса моего отца и его же постановка. И недавно мы выпустили диск "Страсти по Емельяну", на котором записаны музыкальные произведения, вошедшие и не вошедшие в этот спектакль. Там есть песнопения иеромонаха Романа - православные молитвы - и песни, сочиненные нами. Отец Роман лично благословил меня на исполнение. Мне кажется, и для молодежи эти песни должны быть интересны, потому что в них большая энергетика заложена, хорошая, добрая. Так вот, на диске записаны своеобразные зонги и саундтреки из спектакля, где реплики ведьмы звучат в исполнении Ириши.
- А в жизни в Ире есть что-то ведьминское?
Сергей: Ее героиня не ведьма - это лишь представление мужчины о женщине. Это мы думаем, что они ведьмы.
Ирина: Только редкие мужчины знают об этом.
Сергей: Хотя порой и сами женщины начинают подыгрывать, дабы не развенчать нашу иллюзию, дабы не разуверить мужчину и сохранить в нем это ощущение навсегда.
Ирина: Но она же нравится ему такой! Как же не подыгрывать?
Сергей: Мне кажется, что законы любви невозможно выявить и описать. Мол, есть такие законы, живите по ним, и вы найдете любовь и будете любимы. Нет, таких законов не существует. Они всегда пишутся заново.
- Сережа, у вас на все есть ответы?
Сергей: Если бы у меня были ответы на все, я, может, уже был бы в правительстве. Нет, я просто актер с интуицией. Стараюсь интуитивно следовать по жизни и интуитивно разбираться в той или иной проблеме. Пока, слава Богу, везло. Посмотрим, что будет дальше. Очень не хотелось бы, чтобы когда-нибудь интуиция подвела, поскольку начинаешь на нее рассчитывать. До сих пор вроде получалось чувствовать сердцем, душой. Если сердце чувствует, если душа отзывается, значит, ты на правильном пути.
Ирина: Редкий мужчина признается, что интуиция верней, чем разум.
- То есть главная женщина в жизни Сергея - интуиция?
Сергей: Как вам сказать?.. Есть мать, которая тебя родила. Поэтому она, мама моя Наталья Михайловна, мамуся, является той первой и настоящей женщиной, которая была в моей жизни. Есть вторая женщина (показывает на Ирину). А интуиция, скорее всего, сродни музе, которая то появляется, то исчезает, то приходит, то не приходит, то верна тебе, то неверна. Нет, все-таки к ней нужно относиться как к женщине. Биться в истерике и пытаться ее вернуть сложно. Главное - чтобы она тебя не предавала. Самое страшное для художника - когда отсутствует интуиция.
- А когда вы соглашались на роли, интуиция вас не подводила?
- На роли - пока нет. Что касается фильмов - да, порой бывало, что результат оказывался хуже, чем мог быть. Но в ролях я пытаюсь быть откровенным и честным и за все сыгранное отвечаю. Даже не в очень совершенной продукции стараюсь оставаться актером, который владеет ремеслом. На мой взгляд, это самое важное. Когда я вижу великого мастера, который в той или иной работе не стремится оставаться на высоте просто потому, что уже наработано имя, то мне становится грустно. Очень не хотелось бы скатиться до такого. Это "и так сойдет" невозможно, неприемлемо. Если ты актер, будь добр в любой работе выглядеть достойно. Или уходи из профессии.
- Табаков, разбирая коллективы во МХТе и в "Табакерке", сказал, что только два актера Безруков и Миронов, которые успевают все делать в театре, кино и на ТВ без ущерба для других видов искусства. Как вам это удается?
Сергей: Делом надо заниматься - вот и все. Нужно работать столько, сколько тебе отпущено судьбой. Если в театре возник простой - есть кино. Но уходить с головой либо в кино, либо в театр - не стоит. Если только сниматься в кино, сам себе отрезаешь путь к живому. Актер должен реализовывать себя на сцене. Но если трудиться только в театре, возникает своеобразная ущербность: дескать, я в кино никому не нужен, ну и буду пахать здесь. Возникает странное ощущение озлобленности.
Ирина: Неоцененности.
Сергей: Да. Поэтому нужно пытаться успевать везде. С другой стороны, везде - невозможно. Что касается телевидения, то стоит знать меру: не лезть во все передачи, в рекламу. Когда человек начинает слишком гордиться своей знаменитостью: "Ласкайте меня, камеры, ласкайте", - то это начало его конца. И чем чаще он появляется, тем больше люди думают, что он "зазвездил". Нужно относиться здраво к себе и к тому, что ты делаешь. Тогда и на ТВ будешь появляться реже - только по делу. Ведь если судьбой предначертано, что ты будешь забыт зрителем, значит - будешь. Постоянно о себе напоминать: я есть, я существую - глупо. Любой актер все равно когда-то уйдет из зрительского сознания.
- Ира, а дома у вас происходит так же: Сергей говорит, а вы слушаете? Или там - наоборот?
Ирина: В принципе я с удовольствием слушаю, но не всегда и молчу. Иногда перебиваю, высказываю собственное мнение. У нас так сложилось, что каждый высказывает свое мнение, но давление никто не оказывает.
Сергей: Когда чувства переполняют, давить нельзя, иначе они брызнут.
Ирина: Цитата: Сергей Безруков!
- Известно, что вы снимаетесь в двух экранизациях классики. Кого вы там играете?
Сергей: Я был утвержден на роль Вронского в фильме Сергея Соловьева "Анна Каренина". Это так серьезно, что мандраж до сих пор чувствуется. Ведь Вронского прежде играли маститые мастера, народные. И зная тот наш старый фильм, грандиозную "Анну Каренину", безусловно, волнуешься. К сожалению, проект законсервирован. Дай Бог, чтобы он осуществился. Снимаюсь я и у Владимира Бортко в сериале "Мастер и Маргарита". Про мою роль там нельзя сказать просто: "интересная". Такая возможность выпадает раз в жизни: я играю Иешуа - героя, под которым в романе подразумевается Иисус Христос.
- Вы знаете, чем заканчивались предыдущие попытки экранизировать "Мастера и Маргариту"? И тем не менее Бортко решился?
Сергей: Не будем суеверными. Мне кажется, что при истинной любви к Булгакову все можно снимать. Другое дело, если люди относятся к этому как к очередному проекту, дающему шанс подзаработать, или берутся за экранизацию шедевра для собственного прославления, - тогда классик, безусловно, накажет. А если все делается искренне, с душою, с желанием еще раз заявить о нем, чтобы его читали и смотрели, тогда, я думаю, он сам должен "помочь". Ведь автору тоже хотелось бы, чтобы его помнили в веках. Мне кажется, что мы работаем на благую идею. Посмотрев "Мастера и Маргариту", люди начнут интересоваться и другими произведениями Булгакова. Как это было в свое время с "Идиотом" Достоевского, которого экранизировал тот же Бортко. Праведников-то как раз прощают во многом. Если он праведник, если чистосердечно берется за что-то, то это - главное.
Ирина: Очень важно, чтобы многие в коллективе так думали.
Сергей: И если у всех помыслы будут одинаково чистыми, все получится.
Ремарка
Все прежние попытки наших кинематографистов перенести на экран булгаковский шедевр заканчивались фиаско. Мешали загадочные обстоятельства. Однако Бортко не остановило ничто - даже отказ ряда артистов участвовать в фильме. Впрочем, многие знаменитости, отбросив суеверия, согласились.
Сцену распятия Иешуа снимали у Генуэзской крепости в Судаке. На крымской земле были сняты: убийство Иуды, потусторонний мир с Понтием Пилатом...Создатели сериала стремятся строго придерживаться первоисточника. Распространенный среди деятелей кино постулат: "Чтобы полюбить автора, ему надо изменить" - здесь не в чести. Помимо Крыма, материализовавшиеся персонажи Булгакова уже наделали много шума в Москве, Санкт-Петербурге и Болгарии.
Экранизация "Мастера и Маргариты" выйдет на канале "Россия" в конце следующего года. Но уже заранее можно сказать, что при ее показе улицы будут пустеть так же, как это было при показе "Семнадцати мгновений весны" и "Идиота".
- Сергей, я слышала, что вы снимались еще в кинофильме "Город без солнца".
Сергей: Эту картину, в которой заняты в основном молодые, снял дебютант в полнометражном игровом кино - питерский режиссер Сергей Потемкин. Насколько я знаю, работа готова и скоро должна выйти. Я там играю "злого гения" Алекса - роль прямо противоположную, чем в проекте Бортко.
Синопсис фильма "Город без солнца":
Преуспевающий карьерный инженер 30 лет Егор влюбляется в юную Люси, художницу, актрису полупрофессионального театра, экстравагантную и поначалу не понятную для него девушку. Ее брат Алекс - талантливый художник, заплативший своей жизнью за вседозволенность и вульгарно понятую свободу. Он делает последнюю в своей жизни выставку "Город без солнца" и вскоре умирает от СПИДа. После смерти брата таинственная и загадочная Люси принимает большую дозу наркотиков. И тогда Егор решается на первый в своей жизни крупный поступок...
Сергей: Дождитесь еще фильма Алексея Сидорова "Бой с тенью". Это проект компании "Централ партнершип". Там будет небольшой подарок зрителям: такой своеобразный автограф-сюрприз. Советую им не пропустить работу Сидорова. Я убежден, что он снял, как всегда, великолепно. Там появится новый герой. Его играет Денис Никифоров, мой соплеменник по театру Табакова. Дениска - хороший, классный актер. В "Бригаде" я был в главной роли, а здесь - он. Получилась своеобразная эстафета. А что касается "подарка" - подождите, посмотрите.
- Сергей, раз вы не раскрыли этот секрет, поделитесь другим: откуда вы черпаете столько сил и энергии?
Сергей: Силы и энергия - они, конечно, время от времени иссякают. Поэтому спасение - в семье и в отдыхе с семьей (повторяет несколько раз).
Ирина: Последнего хорошо бы побольше. И тогда гореть можно очень долго.
Сергей: Те великие люди, которых я играю на сцене - Сергей Есенин, Александр Пушкин - к великому сожалению, ушли слишком рано. А сколько они могли бы еще сделать! Но видать, им было начертано судьбой так быстро сгореть. Ни в коем случае не приравниваю себя к ним, однако не тратиться все равно не могу. Сжигать себя надо. А уж там посмотрим, сколько отпущено. Самовлюбленность - это не для меня, нет. Безусловно, порой начинаешь купаться в своих ролях, но это великий актерский грех. Надо трезво оценивать ситуацию, сбрасывать всю шелуху и говорить себе: я играю образ, играю героя, играю другого человека. Это он был гений, а ты - актер, так что, будь добр,прожить его жизнь, чтобы это было похоже на правду. Вот и все.