Сколько стоит быть красивой

"Суммы приличные", - говорит директор Российской парфюмерно-косметической ассоциации (РПКА) Владимир Салев. По его словам, отечественный пафюмерно-косметический рынок сегодня самый большой в Восточной Европе и ежегодно увеличивается на 20 процентов. Если в 2003 году россиянки извели на собственную красу 5,204 миллиарда долларов, то в 2004 году оставили в магазинах уже 6,4 миллиарда долларов. Это без учета стоимости контрафактных духов, туалетных вод, "серых" шампуней, румян и кремов made in Bolshaia Arutunovska, которые по данным РПКА "утяжеляют" продажи примерно на 30-50 процентов.

Притом в большинстве европейских стран, таких, как Франция, Германия, Италия, рост потребления косметики и парфюма не превышает и трех процентов в год. Это означает только одно - в начале ХХI века наша среднестатистическая соотечественница таки дорвалась до прилавков с прекрасным товаром, тем более рынок ей в этом всячески потворствует. Мировая индустрия красоты сегодня ворочает ста шестьюдесятью миллиардами долларов, а взгляды мировых крупнейших и мелких производителей прикованы большей частью к кошелькам россиянок.

В целом, как высчитали отечественные социологи, на покупку разнообразных тюбиков и баночек, содержащих "будущую" красоту, наши соотечественницы тратят примерно до 12 процентов своих личных доходов. Правда, по данным английской компании Euromonitor, проводящей сравнительные исследования мирового парфюмерно-косметического рынка, на душу российского населения, включая младенцев, стариков и мужчин, приходится около 30 долларов, что гораздо меньше, чем в Северной Америке ($160) и в Западной Европе ($120). Однако столь глобальное отставание, по словам руководителя медиа-группы "Старая Крепость" Анны Дычевой-Смирновой, объясняется более низким уровнем благосостояния и дешевизной косметики, которую до недавних пор могли позволить себе наши женщины, а также неоднородностью потребительского спроса.

В основном лидерами продаж в России традиционно остается гигиеническая косметика, то есть мыло, шампунь, дезодорант и, разумеется, зубная паста. Этим минимальным набором пользуется вся семья. Женская же ее половина дополнительно тратится, как правило, на краски для волос, ублажая иногда их при этом разнообразными бальзамами, пенками, лосьонами и кондиционерами. Соответственно на все про все у нее уходит примерно от 100 до 3000 рублей в месяц, в зависимости от "крутизны" дамы и класса косметики, которой она пользуется.

Однако ситуация меняется не по дням, а по часам. И, похоже, в ближайшие год-два Россия перешагнет тридцатидолларовую планку. Тем более в настоящее время ей в этом помогает самая активная женская часть населения, которая в последние пять лет бьет все рекорды по тратам на макияж, то есть на декоративную косметику. В категорию самых активных покупательниц сегодня, как правило, входят работающие женщины от 19 до 55 лет, которые живут в крупных и не очень крупных городах, "охваченных" специализированными парфюмерно-косметическими магазинами и дистрибьюторскими сетями иностранных и отечественных фирм-производителей. Чемпионками по ежедневному потреблению декоративной косметики сегодня по праву считаются жительницы Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Новосибирска и Екатеринбурга - здесь без нее не могут прожить около 85 процентов женского населения.

"Горячая" тройка товаров, которые в настоящее время присутствуют в косметичке любой работающей женщины, - это губная помада, тушь для ресниц и пудра. В дополнение идут тени, румяна и всевозможные блески - для глаз, губ, щек. Плюс духи. В среднем эти популярные орудия декора "тянут" минимум на 200 рублей, а максимум - на 300 долларов, опять же в зависимости от состоятельности дамы и класса косметики. Причем на ароматы женщина даже с самым скромным бюджетом тратит сегодня все больше денег - от 800 до 3000 рублей в месяц. Еще бы, когда ученые психологи и сексологи только и твердят о том, что мужчины, подобно комарам, как правило, "вычисляют" свои половины именно по нюху.

Специалисты, кстати, всю косметическую и парфюмерную продукцию делят на три ценовых сегмента: масс-маркет (для широкого круга потребителей с низкими доходами, ее цена на единицу товара держится в диапазоне от 30 до 500 рублей), мидл-маркет (для потребителей со средним уровнем доходов - соответственно от 500 до 3000 рублей) и люкс (для женщин с высокими доходами - от 3000 и до 10 000 тысяч рублей). По оценкам экспертов, в России веселее всего растут продажи косметики в категории мидл-маркет. Однако россиянки не гнушаются "заглядывать" в разные ценовые сегменты, то есть одновременно пользоваться французскими духами за сто долларов и отечественной губной помадой за 100 рублей либо наоборот.

Кстати, высококачественную, дорогую помаду, тушь или пудру люксовых марок от таких известных французских производителей, как "Кристиан Диор", "Шанель", "Ланком", "Герлен" сегодня уже хоть раз да попробовала каждая российская женщина со средним уровнем доходов, в поле зрения которой такая косметика попалась. Это не считая "левых" "Шанелей" и "Диоров", на которых она "обулась".

А вот на разных профилактических увлажняющих, питающих, очищающих, омолаживающих кремах-масках-скрабах по уходу за лицом и телом российская женщина старается пока экономить. В основном покупает питательные кремы для рук - ими пользуются 72,7 процента россиянок. В зависимости от уровня запросов, "на руки" они тратят от 25 до 800 рублей, а на поддержание бодрой, упругой и молодой кожи лица от 70 до 3000 рублей в месяц. Остальные части тела, требующие борьбы с жировыми отложениями, целлюлитом и ненужными волосами, отнимают еще от 30 до 2000 рублей.

В целом, отстегивая на красоту до 12 процентов от своих доходов, большинство российских женщин зачастую перебарщивают и вбухивают дополнительный процент, который иной раз исчисляется в ползарплаты, на так называемые импульсивные покупки. Косметика же и парфюм как раз к разряду таких и относятся.

Самое интересное, говорят специалисты, женщина редко когда признается, сколько всего она тратит денег на косметику. Во-первых, любя себя, предпочитает их не считать. А во-вторых, каждой хочется, чтобы мужчины принимали ее красоту за натуральную.