Разумеется, Польша знала, насколько рискован ее шаг, а потому сочла необходимым совершить наезд на фастфудовские "забегаловки" с помощью самих американцев. В широкий прокат был выпущен на днях дерзкий фильм-обвинение "Макдоналдсам" - "Сделай меня огромным", снятый Джорджем Ритцером.
Личность американского социолога неординарна. Преподавая в университетах, он успел написать ставшие бестселлерами книги "Макдонализация общества", "Магический мир потребления", а недавно соблазнился идеей самому испытать, чем оборачивается злоупотребление фастфудом. Раньше он лишь изредка забегал в "Макдоналдс", чтобы наспех перекусить. Но терзаемый замыслом снять фильм, решил завтракать, обедать и ужинать (разумеется, непременно перед камерой) только в фастфудовских "забегаловках". Причем ровно месяц и не только в одном месте. С этой целью вместе с оператором проехал по Америке 40 тысяч километров, посетив и знаменитый Хьюстон - столицу самых тучных в США людей. Побеседовал с сотнями соотечественников (кстати, из каждых трех американцев двое имеют лишний вес). После такой жизни заявился к врачам, а те ему как ушат на голову: за один месяц поправился на 11 килограммов, содержание плохого холестерина возросло, а давление небывало повысилось.
На возвращение прежней формы Джорджу потребовалось полгода. Сжигал калории прежде всего ходьбой с утра до вечера (не в пример своим соотечественникам, не любящим пешие прогулки).
В общем, желание польских СМИ нещадно поэксплуатировать Джорджа было явно оправданным. И он, к счастью, уважил их, о чем свидетельствуют его ответы на далеко не риторические вопросы.
- Ваш фильм - шок для жителей Восточной Европы. Ведь для них "Макдоналдс", кока-кола еще недавно были символами свободы. Что вас подвигло идти против течения?
- Не думаю, что в ближайшее время исчезнут "Макдоналдсы", хотя в мире многое случалось, например, даже упадок Римской империи. Меня больше занимает сам процесс макдонализации. Он гораздо старше "Макдоналдса". В пятидесятые годы Макдоналд лишь эффективно приспособил ранее существовавшие конвейер и бюрократию к фастфудовской сети. И если исчезнут их "забегаловки", на смену им придет старбукизация (сеть кофеен) либо сеть интернетовских книжных магазинов. Ведь существо макдонализации либо другой "низации" - в исключении альтернатив. Вдруг замечаешь, что выбор, который тебе предоставляется, на самом деле мнимый. Это выбор между предлагаемыми тебе преимущественно двумя вариантами, скажем, между пепси и кока-колой. Если вам доведется проехать из Вашингтона в Нью-Йорк, то на всей трассе увидите только одни фастфудовские "забегаловки". Других просто нет.
- Выходит, вы замечаете только отрицательные стороны "Макдоналдсов"?
- Отчего же? Кто же будет отрицать их высочайшую производительность, культуру обслуживания? Пресс-секретари фастфудов расскажут о десятках других достоинств: не зря на рекламу тратятся сотни миллионов долларов. Общественность, однако, все больше убеждается, что есть и серьезные угрозы. Лично я не склонен участвовать в бойкоте либо борьбе против "Макдоналдсов". Я лишь ставлю вопрос, действительно ли хотим жить в мире, в котором нет иных возможностей, чем отведать гамбургер или чизбургер.
В своих книгах я постарался показать, что темпы процесса макдонализации в иных областях общественной жизни гораздо более стремительны, чем в гастрономии. У этого процесса много проявлений. Он там, где налажено массовое производство продукции, где действует конвейер. Он, к сожалению, затронул и массовую культуру. Типичный пример - ремейки, в которых фильм из другой культуры, эпохи переделывается так, чтобы его содержание отвечало самым широким вкусам современной американской публики. В Англии недавно вышла книга о "макдонализации церкви". Как преподаватель вижу, что этим процессом охвачена сфера образования, особенно высшего. Макдонализация университетов предоставляет широкие возможности только для богатых. Тем самым расширяется, естественно, классовая пропасть.
- Что, на ваш взгляд, необходимо предпринять, чтобы не жить в мире без иных возможностей?
- Нужно действовать как на уровне самоуправлений, так и в национальных масштабах. Недавно я был в Кракове, где мне рассказали о том, что "Макдоналдсам" отказали открывать свои точки на главном рынке города. Не случись этого, рынок выкупили бы международные гастрономические сети, которые способны лишь на "перелицовку" каждого индивидуального предпринимателя. В итоге через пару лет краковский рынок утратит только ему присущие черты, станет напоминать главную площадь Северной Дакоты.
На мой взгляд, особенно катастрофические последствия может иметь допуск "Макдоналдсов" в туристические центры. Рано или поздно любитель путешествий спросит себя, зачем я туда поехал, ведь такой же "Макдоналдс" есть и в моем городке.
Мне симпатичен и пример Великобритании, которая резко ограничила рекламу фастфудов для детей. Однако самый главный, на мой взляд, все же индивидуальный уровень. К счастью, употреблять пищу в фастфудах пока никто не принуждает. У нас есть выбор, и надо им пользоваться.