Российские цены на чай обгоняют мировые

Россия входит в тройку крупнейших потребителей чая - наряду с Индией и Англией. Однако если считать на душу населения, то Россия далеко отстает от других стран. Например, крупнейшим потребителем чая на душу населения в мире является Ирландия. Ирландец потребляет 3,2 килограмма чая в год.

В силу климатических условий чай у нас в основном импортный. Собственный производится в Краснодарском крае, но его доля весьма незначительна.

Часть импортного чая поступает к нам уже в готовом виде, а часть фасуется у нас. Сегодня 68 процентов импортируемого чая приходится на нефасованный чай.

Хотя по-прежнему на развесной чай приходится большая часть потребления, но его все больше и больше начинает заменять чай в пакетиках. Например, в первом полугодии 2002 года на пакетированный чай приходилось лишь 9 процентов натурального объема всего проданного чая. А в первом полугодии 2004 года - уже 18 процентов.

Пропаганда здорового образа жизни сказывается на структуре потребления различных сортов. Так за два последних года доля "зеленого чая" выросла с 4 до 6 процентов. На смену дешевым сортам приходят элитные, дорогие.

В первой десятке крупнейших игроков на российском рынке также в основном присутствуют отечественные компании. Первая десятка игроков контролирует 70 процентов стоимостного оборота чая в России.

Пока мы не видим отрицательного влияния роста потребления кофе на рынок чая. Но, безусловно, эти две категории играют на одном сегменте - сегменте горячих напитков. Поэтому при условии дальнейшего сохранения высоких темпов роста рынка кофе это может сказаться на рынке чая. Но так как сейчас темпы роста рынка кофе снизились по сравнению с прошлым годом, то пока, видимо, каких-то серьезных изменений на рынке чая ждать не приходится.

Сегодня мировой чайный рынок переживает кризис. Темпы роста производства намного опережают рост потребления, цены на чай и на чайное сырье во всем мире падают, а традиционные мировые лидеры - Индия, Цейлон - теряют рынок, уступая место никому не известным экспортерам из Уганды, Мозамбика, Вьетнама, Малави.

Многие из этих стран рассматривают "чайную отрасль" как стратегическую отрасль для своей экономики и изо всех сил наращивают экспорт как фасованного, так и нефасованного чая. Что уже обвалило цены на мировом рынке.

За счет кредитов Всемирного банка Вьетнаму удалось создать собственное чайное производство, и теперь вьетнамцы демпингуют и отчаянно теснят мировых лидеров. Вот и в России они претендуют на 10 процентов рынка. Тем более что наши компании, по мнению экспертов, заинтересованы в поставках недорогого вьетнамского сырья, которое сможет существенно снизить производственные издержки.

Казалось бы, Россия от мирового чайного кризиса должна только выиграть. Однако все "сливки" достанутся чаефасовочным компаниям, доходы которых возрастут пропорционально понижению цен на импортное сырье. А вот потребитель вряд ли выиграет - спрос стабилен, так что нет основания для снижения розничных цен. Они наоборот могут вырасти из-за увеличения транспортных расходов.