Ответственные за работу павильонов чиновники областной администрации полагают, что проект вполне удался. Правда, приводят на этот счет довольно экстравагантные аргументы. Пять разбойных нападений на лавки, в результате одного из которых «увели» тонну мясопродуктов, а также трижды битые в павильонах стекла, по мнению начальника областного управления по развитию предпринимательства и потребительского рынка Аркадия Можаитова, свидетельствуют о «неспокойном» настроении перекупщиков. И, соответственно, о том, что лавки свою задачу выполняют.
Павильоны в рамках социального проекта открылись в мае этого года. На торговых павильонах, выполненных в сине-белых «фирменных» тонах, красуется вывеска «народный магазин» и под ней – расшифровка: «социальный проект губернатора». Таких магазинов по городу десять – они построены на деньги областной администрации и являются ее собственностью. Собственность на безвозмездной основе отдали в пользование предпринимателям, кооператорам, мясокомбинатам (впрочем, никакого открытого конкурса среди мясоторговцев не проводили). Арендаторы обязаны выполнять два условия: во-первых, больший удельный вес в ассортименте товаров должны занимать мясо и мясопродукты, во-вторых, – мясо обязаны продавать по ценам ниже рыночных.
Предполагалось, что проект должен решить сразу несколько проблем. Во-первых, способствовать «повышению эффективности производства личных подсобных и фермерских хозяйств». Дело в том, что сегодня мелкие собственники-животноводы испытывают сложности со сбытом мяса: крупным фирмам с ними работать неинтересно, с другими перекупщиками у крестьян не всегда получается взаимовыгодное сотрудничество. Другая продекларированная и, пожалуй, основная цель проекта – обеспечить дешевым мясом горожан.
Как уверяли чиновники, мясо первой категории (на кости), которое покупают люди с достатком ниже среднего, продается по ценам на 30 процентов ниже рыночных, вырезка – на 10-15 процентов.
Когда широко разрекламированный проект только стартовал, корреспонденты «РГ» проехались по нескольким магазинам. В магазинах, прямо скажем, столпотворения не наблюдалось. Как не наблюдалось и мяса – ни с костями, ни без костей. Зато чрезвычайно богат был «ливерный» ассортимент: печень, языки, желудки, рубцы, сердца и т.п. Также в изобилии было костей и супнаборов.
Поэтому, предположив, что битье стекол может быть не столько происками конкурентов, сколько проявлением негодования народа, которому обещали, но не дали дешевого мяса, корреспондент «РГ» полгода спустя снова отправился по магазинам. Побывал в двух «народных» павильонах – в Северном и Юго-Западном районах города. Первый оказался закрыт, судя по запустению внутри – всерьез и надолго. Как объяснил Можаитов, с тремя арендаторами администрация была вынуждена расторгнуть договор из-за того, что те нарушили ассортиментно-ценовые требования. Во втором павильоне мы обнаружили мясо по вполне рыночным ценам. Впрочем, как и полгода назад, очередей за «дешевым» мясом здесь не наблюдалось. Народ по-прежнему предпочитает ходить на рынок, где, во-первых, можно поторговаться, а во-вторых, в определенные дни и ближе к вечеру мясо стремительно дешевеет. Вывод напрашивается один: павильоны эти имеют право на существование – в конце концов, торговых точек, где можно приобрести свежее мясо, в городе не так много. Однако, громкие разговоры о социальной значимости этих лавок лучше не заводить. Впрочем, и сами чиновники стараются лишний раз не напоминать об этом эксперименте – похоже, и для них мясные лавки давно стали этакой костью в горле. Лучше промолчать…