В свою очередь, участие международных наблюдателей в урегулировании украинского кризиса заставляет всех участников конфликта - прежде всего оппозицию - несколько умерить свой "митинговый раж". С другой стороны, пристальное внимание мировых структур и влиятельных государств дает украинским политикам возможность ощутить себя участниками серьезного международного процесса и укрепляет их решимость "стоять на своем до конца".
На Украине в очередной раз осуществляется американский план "бархатной революции" или, вернее, спецоперации по смене не устраивавшего США режима, который уже был успешно опробован в "банановых республиках", а затем перенесен в страны Восточной Европы или Грузию. Точно так же, как и в предыдущих случаях, к "распутыванию узла" сейчас подключены разнообразные международные структуры и институты. Однако прямого повторения "югославского сценария" с расколом страны и полным параличом ее властных структур, скорее всего, не произойдет. На мой взгляд, западные политики с самого начала недоучли степень поляризованности Украины, не просчитали возможную реакцию востока страны. А она настолько серьезна и ощутима, что захват власти в Киеве оппозицией не будет означать капитуляции сторонников Януковича и прекращения сопротивления. Эти люди представляют собой слишком серьезную и мощную силу, чтобы просто "передумать" и уйти восвояси, если Ющенко и его сторонники силовым путем захватят власть в Киеве, объявив себя победителями.
Позиция России относительно украинских событий в последнее время выглядит недостаточно ясной и четкой. С моей точки зрения, руководство РФ должно высказаться как можно более твердо и определенно. Исходить следует из того, что, по нашей информации, Янукович выборы все-таки выиграл. В таком случае руководство России должно заявить, что действия сторонников Ющенко могут рассматриваться как попытка государственного переворота, и что наша страна не признает президента, избранного с нарушениями Конституции и законов Украины. Думаю, что Россия должна сейчас предложить созвать экстренный саммит СНГ, чтобы обсудить события в одной из важнейших стран - членов Содружества независимых государств. На мой взгляд, полезно было бы предложить такой вариант решения, как пересчет голосов с участием международных наблюдателей.
Конечно, на жизнеспособности самого СНГ даже раскол Украины никак особенно не сказался бы - Содружество является достаточно фиктивной организацией (как, впрочем, и ОБСЕ, от которой мало что на самом деле зависит). Гораздо более серьезные последствия политический кризис в этой республике может иметь для единого экономического пространства Европы, которое на сегодняшний момент действительно способно превратиться в серьезное интеграционное объединение с общим рынком. В случае раскола Украины на ЕЭП можно ставить крест. Однако я все-таки уверен, что до столь критической точки события не дойдут: в стране нет политических сил, которые были бы в этом кровно заинтересованы. Да, безусловно, есть сепаратистские настроения, которые проявляются прежде всего в Донбассе. Но если кризис будет разрешаться не революционными методами, то простор для дипломатии здесь открывается достаточно большой.
Вопрос, которым сейчас невозможно не задаваться, - в каких странах "постсоветского пространства" можно ожидать повторения украинских событий? Ответ прост: во всех, где режимом почему-либо недоволен Запад. Под эту категорию подпадают практически все - кроме Грузии - страны СНГ. Как обезопасить себя от подобных кризисов, каждая страна, безусловно, станет решать по-своему. Но то, что произошло в Киеве, будет способствовать (вопреки желанию западных кругов) все большей изоляции или самоизоляции этих государств. Первое, что они попытаются сделать, - обезопасить себя от всевозможных западных влияний. Не секрет, что финансирование и организационное обеспечение избирательной кампании Ющенко и тех событий, которые за ней последовали, осуществлялось через разветвленную сеть разного рода неправительственных, общественных, правозащитных организаций, которые финансировались многочисленными западными фондами или благотворительными структурами. Все подобные институты в странах СНГ теперь, по-видимому, станут рассматривать как угрозу внутренней безопасности. Это повлечет за собой ужесточение контроля за их деятельностью и активистами. Кроме того, я предвижу большие проблемы для оппозиционных, либеральных и даже коммунистических сил во всех этих государствах.