Едва он доложил депутатам о новой среднесрочной программе социально-экономического развития страны до 2008 года, как слово взял лидер фракции ЛДПР Владимир Жириновский и предложил министру сделать стране новогодний подарок, подобный тому, какой преподнес ей пять лет назад Борис Ельцин, - уйти в отставку. Не ожидая от Грефа ответа, Жириновский обвинил его в трусости и демонстративно вывел свою фракцию из зала пленарных заседаний, обещая вернуться к следующему вопросу.
Коммунист Тамара Плетнева назвала этот демарш либерал-демократов заказным. А ее коллега по фракции Виктор Тюлькин обвинил в трусости самого Жириновского, который сбежал с поля боя. "Единороссы", впрочем, министра защищать не стали. А независимый депутат Владимир Рыжков поставил диагноз российской экономике - кризис.
Тем не менее свой доклад Герман Греф начал оптимистично - "в целом на сегодняшний день экономическая ситуация в экономике достаточно стабильная". По предварительным оценкам, рост ВВП по итогам текущего года составит 6,8 процента. Это несколько ниже, чем прогнозировалось. И свидетельствует о том, что сверхвысокие цены на нефть перестают оказывать "стимулирующее воздействие на нашу экономику", а, напротив, ведут ее "к инфляционному перегреву и увеличению оттока капитала".
По мнению Грефа, основная причина "некоторого снижения темпов роста" - в сезонном факторе. Традиционно в третьем квартале года экономика дает сбой. Однако, по словам министра, на это наложились и снижение темпов роста экспорта, в первую очередь в нефтяном секторе, и снижение инвестиционной активности бизнеса, и структурная перестройка в промышленности. Греф отметил, что благодаря этой перестройке в этом году в стране "происходит рекордный рост машиностроения" и уменьшается безработица. Однако снижение инвестиционной активности, в том числе и на фондовом рынке, по словам Грефа, очень тревожно.
"Все предыдущие годы мы создавали максимально либеральную свободную модель экономики. Мы снимали препятствия при входе на рынок, делали привлекательными налоговые условия и снимали препятствия на пути перемещения капитала, в том числе за рубеж, серьезно либерализовав валютное законодательство", - сказал Греф. А потом, по словам Грефа, случились "некоторые противоречивые сигналы, которые посылались в экономику с начала этого года". И это привело к тому, что "тонкая грань, которая характеризует взаимоотношения бизнеса и власти, напряглась". Министр считает, что в результате мы получили "некоторую паузу, которая продолжается по сей день и которая должна быть заполнена внятностью экономической политики на среднесрочную перспективу и последовательностью ее реализации". Во второй половине нынешнего года продолжалось отставание отечественного производства от импорта. И это, по словам Грефа, было связано не с эффектом укрепления рубля, как ошибочно считают некоторые, а с опережающим ростом доходов населения и с переключением внутреннего спроса на более качественные импортные товары. В январе-октябре реальные денежные доходы увеличились на девять процентов. И при таком темпе роста число живущих за чертой бедности до конца года может уменьшиться с 20,6 процента до 17,5 процента.
Негативное влияние на некоторые отрасли оказал и "микробанковский кризис". Хотя, констатирует Греф, экономика от последствий "затруднений в банковском секторе" быстро оправилась. И в четвертом квартале даже наблюдалось улучшение экономической конъюнктуры. Но волна оживления, по мнению Грефа, "не носит устойчивого характера".
Какие же среднесрочные перспективы предлагает минэкономразвития стране? Главная цель программы среднесрочного социально-экономического развития страны до 2008 года - создание конкурентоспособности России как на уровне предприятий, так и на уровне человека.
Программа впервые подходит к рассмотрению проблемы повышения конкурентоспособности российской экономики "не в отраслевом, а в институциональном разрезе". Это предполагает "продолжение административной реформы и создание эффективной системы правоприменения и государственного управления", реформы правоохранительной и судебной систем.
"Оставлять нереформированным правоохранительный сектор при беспрецедентно высоких расходах в мире на эту систему невозможно", - сказал глава минэкономразвития. А создание конкурентоспособных людей, по словам Грефа, невозможно без серьезной реформы здравоохранения и образования. "В чем должна быть ключевая задача в перестройке системы здравоохранения? В том, что деньги должны платиться за конкретный результат, за пролечивание больного, чтобы у нас вся медицинская система перестроилась на обслуживание больного". Поэтому, считает министр, надо "запустить полноценную систему медицинского страхования" и увеличить "источники финансирования государством этой системы". Система образования также должна быть нацелена на конечный результат - подготовку конкурентоспособных специалистов.
Глава минэкономразвития определил приоритеты среднесрочной программы - повышение эффективности системы госуправления и преодоление коррупции, преодоление бедности, преодоление инфраструктурных ограничений, таких, как транспорт, связь. И самое главное - наведение порядка в тех секторах, где государство присутствует даже в избыточном количестве - это военно-промышленный и агропромышленный комплексы, естественные монополии, авиапром и сектор высоких технологий. Эту среднесрочную программу правительство, по словам Германа Грефа, примет до конца года.
Многие депутаты Госдумы восприняли выступление главы минэкономразвития на "правительственном часе" как лекцию, экономический ликбез. И были этим очень недовольны. Почти пятьдесят думцев захотели задать ему вопросы, но Греф успел ответить только на восемь, высказав под конец свое сожаление по поводу того, что "не хватает времени на общение". Продлить это время хотя бы на полчаса парламентское большинство не захотело. Грефа спрашивали о "ЮКОСе" и "Юганскнефтегазе", на который имеет виды "Газпром". "Я не считаю правильным увеличение присутствия государства в рыночном сегменте, главное - создать конкурентное пространство", - заявил свою позицию министр, отметив при этом, что всегда был сторонником того, чтобы из деятельности естественных монополий исключались "любые виды деятельности, которые могут быть конкурентными".
"Мы должны максимально ограничить расширение деятельности всех монополий. Любая естественная монополия неконкурентна, мы должны максимально ограничить неконкурентный сектор экономики", - сказал Греф, добавив при этом, что в монопольных видах производства производительность труда падает.
Министру напомнили о президентской задаче удвоить ВВП к 2010 году, для чего, по мнению депутатов, надо ежегодно наращивать его не на семь процентов, а на двенадцать. Увы, отвечал Греф, "двенадцать процентов нам никак не светит. Предыдущую программу мы выполнили только на треть". И одну из причин такого отставания от собственных планов Греф видит в том, что "вовремя не начали действовать нужные законы".
Депутаты обвинения в собственной медлительности, предъявленные им Грефом, принимать не захотели - "единоросс" Валерий Зубов в ответ на упрек заметил, что правительство задерживает отзывы на законопроекты или вообще на них никак не реагирует. Поэтому Дума и не принимает давно ожидаемых и нужных для успешного развития экономики законов.
Думцы вновь обратили внимание на Стабилизационный фонд, поинтересовавшись мнением Грефа - мешают или помогают развитию российской экономики средства, которые накапливаются в этом фонде? Глава минэкономразвития назвал вопрос дискуссионным. Но, по его мнению, Стабилизационный фонд помогает сохранять макроэкономическую стабильность и поддерживать темпы роста. На взгляд Грефа, средства можно расходовать на инвестиционные проекты государства в тех сферах, за которые государство отвечает - это инфраструктурные проекты и проекты социального партнерства. Греф предложил Думе вместе с минэкономразвития подготовить на 2005 год такие проекты, чтобы начать претворять их в жизнь в 2006 году. На первое время хватит двух миллиардов рублей, которые на эти цели обещаны. Позже можно будет подумать и о новых проектах, и о средствах Стабилизационного фонда, которые могут быть на них выделены.
Но самым острым вопросом, который задали вчера депутаты Грефу, был вопрос о соотношении минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума. Греф попытался пофилософствовать. Он стал говорить о макроэкономике и финансовых возможностях страны, о возможном уходе зарплаты в тень, о социальной помощи, которую необходимо довести до конкретного адресата, - пока 80 процентов ее направляется не бедным. Предложил "с открытыми глазами смотреть на последствия", если МРОТ стремительно приблизится к прожиточному минимуму, заявив при этом, что он сам не против такого равенства, но к нему надо идти постепенно. Председательствующая на заседании первый вице-спикер палаты Любовь Слиска не выдержала и попросила уточнить: "Сколько ждать?"
"Если сумеем создать предпосылки для этого, в течение четырех-пяти лет можно выйти на это", - ответил Греф. "Ну вот теперь хоть что-то понятно", - заметила Слиска.