Вчера депутаты Госдумы провели дополнительное пленарное заседание, чтобы рассмотреть оставшуюся часть пакета законопроектов по созданию в России рынка доступного жилья. "Что нам стоит дом построить! Нарисуем - будем жить!" - с таким оптимизмом десятилетиями россияне пытались решать свой квартирный вопрос. Теперь на помощь им пришло государство. Депутаты Госдумы и правительство "нарисовали" около тридцати законопроектов, которые позволяли сделать жилье доступным для каждого гражданина в зависимости от его возможностей: кому - социальное, кому в аренду, кому - в собственность. В этом же пакете меры, стимулирующие градостроительство и направленные на то, чтобы спрос на жилье и его предложение соответствовали друг другу.
Вчера в думской повестке было одиннадцать законопроектов, один из них - "Об инвестиционных соглашениях в сфере деятельности по оказанию коммунальных услуг" вице-спикер палаты Георгий Боос предложил снять, мотивируя это тем, что в результате достигнутой с правительством договоренности есть возможность сделать закон еще лучше.
Однако депутаты фракции "Родина" посчитали, что и оставшиеся десять нельзя рассматривать. Потому что хотя эти законопроекты, безусловно, направлены на улучшение ситуации на рынке жилья, но в том виде, в котором они предлагаются сегодня, они в первую очередь отражают интересы коммерческих организаций, работающих на рынке жилья, а не интересы жителей.
Георгий Боос воспротивился попытке "родинцев" затормозить законопроекты, объяснив коллегам, почему вокруг жилищного пакета происходит вся эта суета. "Чем дольше этот пакет находится в Государственной Думе, тем больше ощущаются различные лоббистские устремления, - сказал вице-спикер. - Каждый хочет вынуть свой кусочек неудовлетворения из этого пакета. Но этот кусочек является также важным элементом для других игроков на этом рынке. Поэтому любые изменения в пакете и вынимание каких-то кусочков будут приводить к тому, что мы получим искаженный рынок доступного жилья". То есть просто жилье будет недоступным. Поэтому Боос предложил не медлить с рассмотрением прошедших все необходимые процедуры законопроектов, заявив при этом, что чем раньше Дума это сделает, тем полезнее это будет для пакета и тем меньше мы дадим возможности различным лоббистам в свою пользу корректировать пакет в ущерб интересам доступного жилья и в ущерб в целом населения страны. Видимо, под влиянием этой горячей речи депутаты быстро приняли восемь законопроектов. Приняли во втором чтении законопроект "О кредитных историях", который позволит снизить риски при выдаче кредитов, и законопроект "Об участии в долевом строительстве жилых и иных объектов недвижимости, направленный на повышение гарантий защиты прав граждан, вкладывающих средства в жилищное строительство. Поддержали законопроект "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", предусматривающий создание единой системы регулирования тарифов. Внесли необходимые изменения в Закон "Об ипотечных ценных бумагах". Был принят во втором чтении также и законопроект "О жилищных накопительных кооперативах" и другие.
Спотыкнулись депутаты на Градостроительном кодексе и законопроекте о введении его в действие. "Единороссы" продемонстрировали неожиданную строптивость и не захотели даже обсуждать новые поправки к этим законопроектам, касающиеся земельных аукционов и многообразия экспертизы градостроительства. На этих поправках настаивали представитель правительства и помощник президента Игорь Шувалов, принимавший непосредственное участие в разработке жилищного пакета. Новый Градостроительный кодекс четко устанавливает и разграничивает полномочия органов публичной власти, вводит единые публичные и прозрачные процедуры осуществления градостроительной деятельности (сроки, последствия, ответственность). При этом все конкретные градостроительные решения должны приниматься с учетом региональных и местных особенностей и интересов населения. Документ сохраняет требование о проведении обязательной государственной экспертизы проектной документации на объекты, которые могут представлять опасность для жизни и здоровья граждан. Проектом кодекса предусматриваются процедуры участия граждан в процессе осуществления градостроительной деятельности - при подготовке проектов генеральных планов и правил землепользования и застройки. Таким образом, создаются условия для реального учета интересов граждан, проживающих на территории, при принятии градостроительных решений.
Однако Градостроительный кодекс вряд ли будет полезен, несмотря на явные его преимущества по сравнению с ныне действующим, принятым в 1998 году, если в нем не будет норм, которые делают прозрачным выделение участков под строительство. Именно эти нормы парламентское большинство не стало вчера рассматривать, сославшись на то, что для такой серьезной работы требуется время и совет с регионами. Помощник президента Игорь Шувалов убеждал депутатов в том, что "эти меры в первую очередь направлены на разрушение локальных монополий. Вот вы отказались рассматривать по существу этот вопрос, - заметил Шувалов, - значит поддерживаете тех, кто контролирует региональные связи между властью и строительными компаниями, в том числе и вопросы предоставления земельных участков под строительство. Эти вопросы, безусловно, связаны. Если вы отказываетесь их рассматривать и считаете, что они не нужны, тогда и Градостроительный кодекс без этих поправок вряд ли кому-то понадобится. Просто вы учитывайте, что это ключевые институты, разрушающие существующие монополии и коррупционные механизмы". Хотя депутаты и обиделись на то, что их обвиняют в посредничестве коррупции, Градостроительный кодекс и законопроект о его введении в действие был принят во втором чтении без этих разрушающих коррупционные механизмы поправок.