Гибель сухогрузов: новые подробности

Так, прокурорская проверка проходит сейчас в таможне, оформлявшей лесовоз "Вест" на выход в море. Как известно, на теле одного из погибших Рауфа Алиева были найдены около ста тысяч долларов США в долларах и иенах, в то время как в таможенной декларации было указано лишь несколько тысяч долларов. Как получилось, что лишние деньги таможня не заметила на явно переполненном лишними пассажирами лесовозе? Всего "спасено" почти полмиллиона долларов, которые, видимо, уйдут в доход государства. Поскольку, по словам транспортного прокурора Дениса Бабикова, вернуть семьям погибших можно только ту сумму, что официально задекларирована.

Женщин, обратившихся в администрацию рыбного порта Находки с просьбой выдать им копии заключенных мужьями контрактов, чтобы семьи смогли получить зарплату экипажа за последние два месяца, ошарашил начальник паспортно-визового отдела порта Анатолий Стоцкий: "Отработанные документы сожжены еще четвертого ноября". 2 ноября суда погибли, а через два дня, когда вовсю шла спасательная операция, кто-то посчитал документы экипажа отработанными?! Фактом сожжения документов сейчас тоже приходится заниматься Находкинской транспортной прокуратуре.

Гибелью уже после трагедии с сухогрузами одной из владельцев компании "Вест Лайн" - оператора сухогруза "Вест" Людмилы Николаевой ("РГ" об этом уже писала) занимается городская прокуратура Находки. Женщина отвечала за комплектацию экипажа погибшего судна. Пока следствия по этим двум делам не объединены.

Среди нескольких причин гибели сухогрузов - неправильная погрузка, неправильные действия экипажа в штормовых условиях - следствие рассматривает и версию форс-мажорных обстоятельств. К какой окончательной версии придут следователи, пока сказать трудно.

Президент Дальневосточной ассоциации морских капитанов Петр Осичанский давно уже говорит о системном кризисе в морском торговом судоходстве. Прежде всего это связано с практикой регистрации судов под удобным флагом. Так, "Ароса" ходил под флагом Камбоджи, "Вест" - Монголии. Первопричина дружбы с этими "великими морскими державами" в непритязательном отношении их регистров к техническому состоянию судов - например, Россия такой "металлолом", как "Вест", никогда в море не выпустит. Покупают же судовладельцы эти корыта потому, что более дорогое судно им не по карману, а ремонт купленного "металлолома" стоит в два раза дороже, чем он сам.