По итогам встречи российская делегация заявила, что некоторые оценки действующего председателя ОБСЕ "не отражают консенсусную точку зрения. Российская Федерация не связывает себя этими выводами и рекомендациями и не считает возможным, чтобы они учитывались в работе ОБСЕ и ее структур". Дело в том, что Москва и ОБСЕ еще до начала встречи заняли разные позиции по политическому противостоянию не только в Украине, но и в Грузии и в Молдавии.
По мнению главы МИДа России Сергея Лаврова, организация, "созданная для равноправного политического диалога", стала отдаляться от своих целей, занимая одностороннюю позицию по ряду вопросов. При этом она сосредоточилась на решении конфликтов на постсоветском пространстве. Выступление главного дипломата России стало одним из центральных на встрече. Сергей Лавров подчеркнул, что Россия выступает за наращивание антитеррористического потенциала ОБСЕ. Он остановился на приднестровском и на грузино-абхазском конфликтах, призвав уйти от попыток искусственно форсировать определение статуса Абхазии. При этом Лавров вновь обратил внимание ОБСЕ на важность защиты прав национальных меньшинств в Латвии и Эстонии. Он также заявил, что Россия выступает за всеобъемлющее реформирование ОБСЕ. По его мнению, организация не только перестает быть форумом, который объединяет государства и народы, но, наоборот, начинает работать на их разъединение. "Все это не способствует повышению доверия к ОБСЕ и степени ее востребованности", - сказал глава МИДа РФ. По его словам, будущее за такой ОБСЕ, которая реально помогала бы всем участникам решать общие для них проблемы и была бы готова оказывать каждому из них практическое содействие в реализации полезных для них проектов.
Однако на минувшей встрече проблемам реформирования ОБСЕ не было уделено должного внимания. Наоборот, на первый план вышли проблемы политического характера. Так, например, Греция от имени Бельгии, Канады, Эстонии, Исландии, Люксембурга, Голландии, Турции, Испании, Великобритании, США и вовсе призвала Россию вывести войска из Молдавии. Что, естественно, не могло не вызвать раздражения Москвы. А она уже устала повторять, что достигнутые в ноябре 1999 года российско-грузинская и российско-молдавская договоренности о выводе войск носят двусторонний характер. И не ставят перед Россией никаких международно-правовых обязательств в отношении третьих стран.
Не случайно, что в заключительном заявлении российская сторона выразила свое разочарование тем, "что использованный рядом делегаций метод искусственных увязок и недостойного политического торга сорвал одобрение Советом министров ОБСЕ таких объективно назревших инициатив, как проведение семинара по военным доктринам и энергетической конференции". Именно об этих предложениях и говорил в своей речи глава МИДа России.
Вот почему российская сторона при закрытии форума подчеркнула, "что в связи с сохраняющимися в работе организации тематическим и географическим перекосом, распространением практики "двойных стандартов" еще более остро встает вопрос о востребованности ОБСЕ и о ее способности адекватно реагировать на современные вызовы, отвечать реальным потребностям и интересам государств-участников".
Между тем
В ходе встречи глава МИДа России Сергей Лавров на вопрос корреспондента "РГ": "Что, на ваш взгляд, должна сделать ОБСЕ, чтобы ее деятельность не выглядела как вмешательство в политические процессы на Украине?" - заявил: "Мы предложили, чтобы были разработаны единые стандарты оценки выборов в странах - членах ОБСЕ. Это, как минимум, тот шаг, который необходимо сделать".