Какие еще изменения в приватизацию жилья вносит новый Жилищный кодекс? Почему каждый год выстраиваются очереди около учреждений, занимающихся оформлением документов на приватизацию?
Таковы были первые вопросы, с которыми корреспондент "РГ" обратился к заместителю губернатора Ярославской области, курирующему вопросы, связанные с приватизацией собственности, Геннадию Владимировичу Иванову.
- Новый Жилищный кодекс вступит в силу 1 марта 2005 года. Граждане, получившие жилье по социальному найму до этой даты, смогут приватизировать его до начала 2007 года. Решение отодвинуть сроки возмездной приватизации квартир еще на два года, на мой взгляд, весьма правильное. В Ярославле сегодня соотношение приватизированного и неприватизированного жилья примерно 50 на 50, ну, может быть, приватизированное жилье составляет 55 - 57 процентов, а остальное распределено по социальному найму, то есть является государственным. Так вот правительство специально дает возможность поколению, которое получило квартиру, заработав ее своим трудом, приватизировать ее на безвозмездной основе.
- Но те, кто получит социальное жилье весной будущего года и позднее, уже лишаются права на бесплатную приватизацию. Справедливо ли это?
- Эпоха бесплатного распределения жилья уходит в прошлое. У нас в области и в некоторых других регионах работает программа расселения аварийного жилья, небольшая часть жилого фонда выделяется для обеспечения работников бюджетной сферы. Но основная часть квартир уже сейчас не «выдается», а покупается - предприятие предоставляет своим работникам ссуды, для особо ценных специалистов приобретает служебное жилье и так далее.
- А какова будет цена возмездной приватизации? Что называется, разумной, или человек вынужден будет выкупать свою квартиру по рыночной стоимости?
- Эта проблема нигде никоим образом еще не раскрывалась. Если рассуждать с позиций здравого смысла, при возмездной приватизации будут установлены какие-то понижающие коэффициенты к оценочной стоимости квартиры, учитывающие год сдачи жилья в эксплуатацию, время проживания в нем квартиросъемщика и другое.
- Геннадий Владимирович, а вообще стоит ли обязательно приватизировать жилье?
- Четыре-пять лет назад народ рассуждал так - я сейчас приватизирую квартиру и буду за нее платить меньше. И на самом деле разница между платой за квартиру по социальному найму и налогом на собственность жилья была чуть сдвинута в пользу последнего, потому что налог не успевал за квартплатой. Но вот уже года три как разницы нет практически никакой, и это специально делается, чтобы не ущемлять интересы тех и других. Сейчас самый главный мотив приватизации жилья - иметь право распоряжаться своим имуществом. Если вы собираетесь осуществлять какие-либо сделки со своей квартирой - продать ее, завещать в качестве наследства, то однозначно должны предварительно получить на это право. Потому что распоряжаться можно только своей собственностью, но никак не государственной. Те, кто не понял это уже сегодня, порой попадают в весьма неприятные ситуации. Гражданин покупает квартиру у другого гражданина, даже не проверив, имеет ли тот право ей распоряжаться, а потом вдруг у этой квартиры появляется законный владелец или наследник. И начинается долгое судебное разбирательство, порой заканчивающееся признанием сделки недействительной.
- Геннадий Владимирович, уж коли мы заговорили о процедуре приватизации - почему этот процесс такой длительный и для многих людей просто мучительный? Надо собрать справки в нескольких разных инстанциях, выстоять огромные очереди, да еще зачастую обнаруживается, что какая-нибудь справка составлена неправильно или срок ее действия истек, и человек вынужден начинать бег по кругу сначала.
- Причин много, и объективных и субъективных. С одной стороны сказалось отсутствие четкой организационной структуры - предприятия, которые непосредственно занимались и занимаются этим делом, находились под разными ведомствами, из одного ведомства переходили в другое, а каждое ведомство рассылало свои инструкции и указания, часто противоречащие друг другу и не согласованные с Законом о приватизации. Менялась за эти годы и законодательная база. Указ президента о передаче всей социальной сферы с баланса акционерных обществ в муниципальную собственность вышел в 1996 году. С начала 1998 года вступил в силу Федеральный закон о государственной регистрации прав собственности. Но порядок передачи не был четко прописан, а потому в каждом субъекте он осуществлялся по-своему. И вот тут хотелось бы напомнить известное правило - незнание закона не освобождает от ответственности. Законы должны читать все, по крайней мере, те, кто непосредственно работотает с людьми, кто занимает ответственные должности. Так вот в некоторых муниципальных образованиях не выполнили все то, что требуется по закону - вроде бы договорились с предприятиями о передаче жилья, составили акт, но не выполнили другие необходимые юридические процедуры. Особенно напряженная ситуация в связи с этим сложилась в Рыбинске, где месяц назад на несколько дней вообще прекратили оформление документов на приватизацию. Оказалось, что там передача жилья от предприятий в муниципальную собственность, которая проводилась в 1997 - 1998 годах, не была юридически правильно оформлена. И потому невозможно было осуществить регистрацию приватизации квартиры, поскольку муниципальное образование не имеет права распорядиться чужой собственностью. В ходе проверки выявились и другие нарушения.
В Рыбинске ситуация еще осложняется тем, что там предприятие технической инвентаризации в отличие от Ярославля является филиалом федеральной структуры "Ростехинвентаризация". Чтобы договориться, прошлось неоднократно звонить в столицу. В конечном счете это не страшно, если бы не одно "но", которое заключается в личных качествах чиновников. Мы все напыщенные, умные, грамотные, столбнячком, сидим в своих конторах и не можем договориться. А ведь мы для народа все сидим. Он налоги платит, чтобы нас содержать, а потому мы в своей работе должны исходить не из наибольшего удобства для себя, а сделать так, чтобы наиболее удобно было людям.
- Людям было бы наиболее удобно, чтобы они не бегали по многочисленным инстанциям, собирая документы на приватизацию, а пришли в одно место с заявлением, заплатили деньги за оформление и через определенное время получили в руки готовый документ...
- Именно так. И у нас эта идея возникала уже не раз. Думаю, что проводимая сегодня реформа в ближайшие полгода позволит ее осуществить.
- А что это за реформа?
- Сегодня при Министерстве экономического развития России создано Агентство кадастра объектов недвижимости. Это абсолютно новая федеральная структура. Во всех субъектах Федерации должны появиться ее территориальные управления. В нашей области ее "приземлили" на базе комитета по землеустройству Ярославской области. В каждом территориальном управлении агентства в единой базе данных будут собраны все тактико-технические данные объекта с учетом земли, на которой он находится. И это правильно - государство должно знать, что находится на его территории. Так вот, в структуру этих управлений буквально со следующего года должны войти и предприятия технической инвентаризации независимо от форм собственности - напомню, что сегодня они есть федеральные и есть областные. Кроме того, в структуру этого же управления войдет и кадастровая палата, которая занимается оценкой земли. То есть несколько организаций, по которым сегодня бегает человек, оформляя документы, будут собраны под одной крышей. Появится реальная возможность того, о чем мы с вами говорили - человек придет в эту организацию, напишет заявление и через полтора месяца получит «нагора» готовый документ. Кроме того, в постановлении Правительства России от 10.09.2004 г. за № 477 говорится о том, что проблемами инвентаризации могут заниматься и частные структуры, получившие соответствующую аккредитацию. Это вполне естественно, ведь существуют частные риэлторские фирмы. У нас сегодня в Ярославле одно предприятие технической инвентаризации, завтра, не исключена возможность, их будет 3, 4 или 5. И не только в центре города, но и в других районах, что будет удобно для населения. Кроме того, государство уже ставит задачу, чтобы такие организации работали как минимум шесть дней в неделю, имели продленный рабочий день, потому что не все имеют возможность посещать их в дневное время. Как только мы начнем частников аккредитовывать, однозначно будем требовать, чтобы они выполняли эти условия. В привлечении коммерческих структур усматривается и еще один плюс. Для работы нужны помещения, техника. Государство не наберется всего этого, а частник, который захочет работать на этом рынке, обеспечит. Кроме того, конкуренция тоже будет способствовать повышению качества услуг.