Министр предлагает пересмотреть стандарты образования

Адвокат Дмитрий Растимешин, чье заявление ранее не принял Верховный суд, подал новый иск. На этот раз в Тверской суд с просьбой признать незаконными два документа, изданных бывшим министерством образования. Речь идет о приказе от 5 марта 2004 года "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" и о приказе от 9 марта 2004 года "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ". Оба документа были подписаны и.о.министра Владимиром Филипповым буквально за несколько недель до его перехода на другую должность.

По мнению адвоката, издавая эти приказы, минобразования грубо нарушило порядок утверждения государственных образовательных стандартов. В соответствии с Законом "Об образовании" основные положения государственных образовательных стандартов, порядок их разработки и утверждения устанавливаются федеральным законом. Между тем такой закон до сих пор не принят.

Таким образом, издав эти приказы, минобразования само нарушило права всех обучающихся в школе детей. В связи с расформированием министерства образования к ответу Дмитрий Растимешин призвал его прямых правопреемников - Министерство образования и науки РФ, Федеральное агентство по образованию и Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки.

А тем временем на парламентских слушаниях в Совете Федерации министр образования и науки Андрей Фурсенко объявил, что его ведомство намерено выступить с инициативой пересмотра структуры государственного образовательного стандарта. Вместо стандартизации содержания образования министр предлагает ввести стандарт прежде всего на условиях образования. Можно предположить, что речь идет о том, какие будут школы, оборудование в них, зарплата учителя, учебники, - словом все, что обеспечивает высокий уровень образования. Фактически это означает признание того, что минимальное содержание образования невозможно стандартизировать и все попытки это сделать - не более чем пустая трата времени и средств.

Депутаты приняли решение предложить совету Госдумы перенести рассмотрение проекта Федерального закона "Об основных положениях, о порядке разработки и утверждения образовательных стандартов общего образования" на более поздний срок. Перенос связан с тем, что пока не получено заключение правительства на подготовленный к рассмотрению во втором чтении законопроект.

Вся эта история наглядно показала, что система образования, которая сама себе ставит цели и задачи и сама себя оценивает, неэффективна. И дело не в людях, а в самом принципе. Когда министерство объявило, что система должна признать главенство гражданских институтов и приоритетность задач повышения благосостояния граждан, а не узко академические цели, разгорелась бурная, а временами и нелицеприятная дискуссия.

Ведь если правительство и Дума изменят структуру стандарта, тем самым будут признаны ошибочными и введение его в таком виде в Закон "Об образовании", и многолетняя трата огромных средств на разработку стандартов. И, наконец, поставлена под сомнение компетентность тех, кто такое решение принимал. Это и лежит в подоплеке той ожесточенной критики планов министерства образования и науки.